![Судно «Михаил Сомов», застрявшее на Северном морском пути (СМП). Фото: Вера Костамо/ТАСС](https://r.mt.ru/r3/photoF185/20356450490-0/jpg/bp.jpeg)
28 января 2025 года в Карском море произошло столкновение между российским атомным ледоколом «50 лет победы» и сухогрузом «Yamal krechet». Это случилось в ночь на воскресенье, когда ледокол задел сухогруз левым бортом. Инцидент произошел во время операции по спасению судна, застрявшего во льдах Северного морского пути (СМП).
СМП — главная судоходная артерия, соединяющая Азию с Европой. Россия контролирует большую часть маршрута, который включает морские порты Арктики и порты крупных рек Сибири (Обь, Енисей, Лена).
Северный морской путь — дорогой маршрут: суровый климат заставляет суда вмерзать в лед, а шторм и ошибки людей топят корабли. Редакция URA.RU собрала самые громкие происшествия, которые коснулись портов СМП, подробнее — в нашем материале.
Северный морской путь
![Протяженность Северного морского пути. Фото: URA.RU](https://r.mt.ru/r3/photoB408/20579523339-0/jpg/bp.jpeg)
Самая западная точка административных границ СМП — пролив Карские Ворота, он соединяет Баренцево и Карское моря, а восточная точка — бухта Провидения, расположенная на юго-восточной оконечности Чукотского полуострова, расстояние между двумя точками — около 5600 километров. Активно использовать СМП суда начали с 1960-х годов, в то время построили первый атомный ледокол гражданского назначения — «Ленин».
![Судоходный маршрут Северного морского пути. Фото: URA.RU](https://r5.mt.ru/r3/photo4554/20802596188-0/jpg/bp.jpeg)
События СМП: столкновения и ЧП
16 сентября 2005 года: теплоход «Некрасов» перевернулся возле морского порта Дудинка
Теплоход «Некрасов» перевернулся в 150 метрах от берега на глубине восьми с половиной метров. Погибли 12 пассажиров и два члена экипажа, включая капитана судна. Причина аварии — перегруз.
По данным РИА новости, комиссия пришла к выводу, что перегруз составил более 20 тонн. Часть пассажиров погибла из-за того, что не смогла покинуть внутренние помещения теплохода, заставленные коробками с овощами и фруктами.
Согласно накладным документам, обнаруженным в каюте капитана, теплоход доставлял из Красноярска на Таймыр груз общей массой 101 тонна 900 килограммов. Официально же теплоход имел разрешение на перевозку не более 80 тонн груза.
![Таймыр. 18 сентября. Затонувший грузо-пассажирский теплоход «Некрасов» поднят (рубка и честь верхней палубы над водой) и выведен на мелководье. Продолжаются спасательные работы в акватории порта Дудинка. Фото: ИТАР-ТАСС/ Денис Кожевников](https://r2.mt.ru/r3/photoA03C/20025669037-0/jpg/bp.jpeg)
23 июля 2006 год: грузовое судно затонуло в пяти километрах от порта Тикси
По данным пресс-службы Дальневосточного федерального округа, судно вышло из порта Тикси 23 июля, но, получив пробоину, затонуло неподалеку от острова Бруснев, сообщало РИА Новости.
На борту находились восемь человек — члены экипажа и пассажиры, все они на надувной лодке благополучно доплыли до острова Бруснев. Состояние людей было удовлетворительным, их доставили в порт Тикси.
27 августа 2010 год: буксир «Алексей Кулаковский» затонул рядом с портом Тикси
![Ледокол «Капитан Бородкин» (слева) и буксир «Алексей Кулаковский» (справа) на реке Лене. Фото: Максим Богданов/wikipedia.org/CC BY-SA 3.0](https://r2.mt.ru/r3/photo436C/20248741886-0/jpg/bp.jpeg)
ЧП произошло в 20 милях от берега, на глубине 20 метров. По данным СМИ, буксир «Алексей Кулаковский» и танкер «Ленанефть» отправились на сигнал гидрографическое судна ТБ-0012 с 15-ю членами экипажа на борту — они терпели бедствие. Из-за сильного шторма судно легло в дрейф. «Ленанефть» и «Алексей Кулаковский» прибыли к месту пришествия, несмотря на шторм, решили тянуть судно к берегу, а в полтретьего ночи свет на буксире «Алексей Кулаковский» вырубило, судно накренилось на левый борт, затем — пошло ко дну.
Экипажу танкера «Ленанефть» удалось отыскать и поднять на борт капитана буксира и двух матросов. Всего на борту «Алексея Кулаковского» находились 14 членов экипажа — из них 11 погибших, в том числе не выжил 18-летний стажер-судоводитель Андрей Помельников — это была его первая и последняя практика в море.
Капитана теплохода признали виновным в нарушении техники безопасности. По версии следователей, буксир не был предназначен для эксплуатации в открытом море и имел повреждение корпуса. Капитан судна был осведомлен об опасных погодных условиях маршрута. Когда теплоход прибыл в залив Буор-Хая моря Лаптевых, в щели корпуса начала поступать вода — это привело к затоплению судна.
14 ноября 2017 года: Новейший российский танкер Fedor Litke столкнулся с судном «Залив Америка»
![Китай. Провинция Цзянсу. Наньтун. Зарегистрированный на Кипре танкер «Федор Литке» у причала СПГ-терминала Китайской национальной нефтяной корпорации (CNPC). Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС](https://r3.mt.ru/r3/photoA2E5/20471814735-0/jpg/bp.jpeg)
Новейший российский Танкер Fedor Litke был построен для транспортировки газа «Ямал СПГ». Столкновение произошло в порту Находки.
По сообщению Maritime bulletin, Fedor Litke получил пробоину над ватерлинией, которая была устранена на месте. А судно «Залив Америка» не получило никаких повреждений. Об этом РБК сообщил замдиректора по флоту и трудовым отношениям ООО «Наяда», которому принадлежит корабль, Денис Глухов.
«Инцидент произошел при отшвартовке при неблагоприятных погодных условиях. „Залив Америка“ произвел касание своей кормовой частью корпуса борта Fedor Litke», — сообщил Глухов. Судно Fedor Litke получило разрешение на отход и 17 ноября отправилось по первоначальному маршруту в арктический порт СМП Сабетта.
18 ноября 2021 года: почти два десятка судов застряли во льдах Северного морского пути
![Россия. Красноярский край. Научно-экспедиционное судно (НЭС) «Михаил Сомов», застрявшее на Северном морском пути (СМП) с западной стороны пролива Вилькицкого (разделяет полуостров Таймыр и Северную Землю), в ожидании ледокольной проводки. Фото: Вера Костамо/ТАСС](https://r5.mt.ru/r3/photoEE35/20694887584-0/jpg/bp.jpeg)
По данным администрации СМП на 12.00 по московскому времени 19 ноября 2021 года: в районе Певека дрейфовали «Полар Кинг» (принадлежит «Эко Шиппинг»), «Ямал Ирбис» («Севнор Логистик»), «Юрий Аршеневский» (Мурманское морское пароходство) и «Инженер Трубин» (Северное морское пароходство). В районе бухты Север зависло судно «Селенга» (Сахалинское морское пароходство, SASCO), а в районе Карских Ворот — «Михаил Сомов» (на фото) (Гидрометфлот), «Владимир Русанов» (Хатангский морской торговый порт), «Георгий Ушаков» (Хатангский морской торговый порт), «Механик Пустошный» (Северное морское пароходство), «Арктика-1» (Реском-Тюмень).
Другие суда «встали» в районе мыса Дежнева — Vitus Bering, Nordic Nuluujaak, UHL Fusion, Nordic Qinngua, в районе мыса Желания — «Северный проект» (Арктическое морское пароходство, ASCO) и Kumpula (ESL Shipping, Финляндия). А у Диксона застряли судно ПАК (Ленское объединенное речное пароходство).
Всего в 2021 году во льду застряли 18 судов — они не были готовы к непредсказуемой погоде СМП, тогда лед начал формироваться за две недели раньше предсказанных сроков. Всем экипажам пришлось ждать атомные ледоколы, чтобы освободиться из «холодного плена».
На данный момент в компании «Атомфлот» подтвердили, что столкновение атомного ледокола «50 лет победы» с сухогрузом «Yamal krechet» не представляет угрозы для систем жизнеобеспечения или реактора. Ледокол продолжает свою работу в обычном режиме на акватории Северного морского пути.
Свежие комментарии