Для современного человека личная жизнь русского живописца К.П. Брюллова (Великого Карла) – это иллюстрация двух популярных мужских тезисов. Влюбиться и жениться – не одно и то же. Скоро женишься – долго каешься.
История единственного и короткого брака художника такова. В 1838 году на одном из петербургских салонов 39-летнего Карла пленил чистый облик ангела с оливковыми глазами. Эмилия Тимм, похожая на нежный лесной ландыш, изумительно музицировала, исполняя каватину из «Нормы».
Дочь рижского бургомистра 17-ти лет приехала в Россию к брату, он учился в Императорской академии художеств.
«Портрет у фортепиано» – единственный холст Брюллова с изображением той, которая на 1 месяц и 11 дней стала его женой.
На 41 день брака Эмилия, в слезах и без одежд, выскочила из дома на мороз. И больше к мужу не вернулась. Карл с напускным весельем сообщил Шевченко: «можешь поздравить, я – снова холост». И на две недели слег в постель. По столице поползли зловещие слухи.
Брюллов славился своим неукротимым нравом и импульсивностью. Был эгоистичен, мнителен, вспыльчив. Никогда не давал себе труда сдерживать гнев. Ученики отмечали, что «более всего доставалось самым ближним».
Что же случилось на сей раз?
- Виноват Карл. Молодая жена в ужасе сбежала, узнав о пьянстве, разгуле и плотских утехах мужа. В компании с Кукольником и Глинкой Брюллов похаживал в веселый дом и мог принести «французскую болезнь».
- Виновата Эмилия. Накануне бракосочетания призналась, что была совращена своим родственником. Взрыв эмоций у Карла случился, когда в порочной связи заподозрили отца юной супруги. Разгневанный муж сорвал с неё свадебные бриллианты и прогнал с глаз долой.
Больше всего муссировалась тогда, да и теперь в интернете пересказывается на все лады, версия с инцестом в семье Тимм. Но биографы не находят тому свидетельств ни в исторических документах, ни в переписке современников Великого Карла.
В его творчестве разрыв с женой выразился в двух действиях. На «Портрете у фортепиано» было закрашено лицо. Появился эскиз «Невинность, покидающая землю»,так и не ставший картиной.
Желание скорейшего развода потребовало объяснений на высоком уровне: шефу Третьего отделения Бенкендорфу, Священному синоду, министру двора князю Волконскому. В прошениях Брюллов пояснял, что его надежды на семейное счастье рухнули, он жестоко обманут.
Официально расторжение брака приписали разнице в возрасте супругов и «нервно-возбужденной» натуре художника.
В письме брату Карл сообщил о намерении больше никогда не жениться. Он сказал «жена моя – художества». И впредь не упоминал её имени. Эмилия тоже ни разу не обмолвилась о бывшем муже. Странновато, не так ли?
Скандальный развод имел для пары разные последствия.
- Эмилия в 23 года вышла замуж за Алексея Греча, сына издателя «Северной пчелы». Всё было по протоколу. Николай Греч приезжал в Ригу к Фридриху Тимму, чтобы сосватать детей. Алексей получил назначенное приданое и привёз счастливую жену в богатый петербургский дом. Она продолжила занятия музыкой, брала уроки у Шопена, открыла музыкальный салон.
- 41 день брака и 2 месяца развода подорвали репутацию Великого Карла, дав старт травле художника. Тарас Шевченко считал зачинщиками коллег Брюллова во главе с профессором архитектуры Зауервейдом. Классикам претили независимость и неординарность Карла Павловича. Раздражало всё: от пренебрежения к ношению академического мундира до восторга учеников, стремящихся попасть в класс знаменитого мастера.
Презрела наветы света и поддержала Брюллова его Муза ― графиня Самойлова.
Юлия Петровна примчалась из Рима, чтобы утешить «дружку Бришку». Она смогла вывести его из граничащего с безумием состояния, вернула к работе.
Любимую с молодости женщину художник запечатлел на легендарной смысловой картине «Маскарад». Однако в 1846 году Муза вновь покинула Творца, выйдя замуж за итальянского певца. Джованни Пери вскоре умер от чахотки.
Разница в возрасте опытной светской львицы и юного тенора с грустными глазами была больше 20 лет. Такая же, как у надменного Карла и нежной Эмилии. Ещё одно роковое совпадение в любовных историях обоих.
На исходе своих дней 51-летний Брюллов писал портреты семейства итальянского патриота Титтони.
Для картины в виде Жанны д'Арк позировала жгучая красавица 14-ти лет Джульетта. Художник шутливо говорил, что женился бы, будь он помоложе, а она постарше. На самом деле Брюллов семь лет тщетно пытался разыскать и вернуть любимую Юлию. Графиня порвала с ним все связи еще в 1845 году.
Так что же «в сухом остатке» любовных драм Великого Карла?
Это не только бастард Алеша, которого отец никогда не видел.
Не посчастливилось встретить «парную душу». Так мастер позднего русского романизма представлял себе гармоничный союз с женщиной, верной спутницей жизни.
Друзья, как вы считаете: имел ли право Брюллов так поступить с юной девушкой или это был поступок не достойный мужчины?
Свежие комментарии