Профессор и политолог Вардан Багдасарян об учителе:
"К сожалению, мы попали в ловушки. Эти ловушки были расставлены по всем сферам жизни. И в том числе, они были поставлены в отношении педагогики. Это был перенос западных подходов в педагогику, и, прежде всего, концепции свободного воспитания.
Суть концепции свободного воспитания — ребёнок может сам выбирать, что для него хорошо, что плохо.
Надо его заинтересовать. Учитель, в лучшем случае, это мотиватор и навигатор. Надо исходить из потребностей ребёнка и не надо насиловать личность. Он сам всё знает и сам всё выберет.Но наша система педагогики была совершенно другой. Пётр Лесгафт — выдающийся педагог. А на трудах Лесгафта потом будет выстроена вся система советского спорта. Он иронизировал, что это значит выходить из потребностей ребёнка? Сегодня ребёнок захочет конфету, завтра конфету с ромом, потом ром с конфетой, а потом вообще один ром. В действительности, по Лесгафту всё так и происходит.
Наша школа была другой — это идея не свободу дать ребёнку, а наоборот, ребёнка надо вести. Наша школа была школой идеального, надо вести к этому идеалу. А ребёнок всегда будет сопротивляться, потому что развитие, это всегда выход из состояния комфорта. Преодолеть себя. И только через преодоление себя можно достигнуть успехов. На этом была выстроена, в том числе, система советской школы.
Часто цитируют слова Кеннеди о том, что Советский Союз выиграл космическую гонку за школьной партой. Эти слова ведь действительно отражали одно из самых выдающихся достижений нашей цивилизации. Это система советской школы. И поэтому слова Путина прошлого года о том, что надо взять лучшее из нашей педагогической традиции, из нашей системы образования, они сегодня как никогда, в условиях СВО, актуализируются. И может быть, это одна из самых главных задач, которая в перспективе перед нами стоит."
*****
Профессор Вардан Багдасарян о цивилизационном подходе:
"В этом году вышел указ "Об основах государственной политики в сфере исторического просвещения". Этот президентский указ - есть стратегический документ. Там были заявлены подходы, в том числе и методологический подход, а именно, определение России, как государства-цивилизации, что предполагает определённую методологию - методологию цивилизационного подхода.
Если мы говорим об исторической политике, то она формируется так, что в начале выдвигаются ценности, потом, на основании ценностей - цели, куда мы идём на основании заявленных ценностей, какие цели перед собой ставим.
Дальше, проблемы. Дальше, находим средства для разрешения этих проблем, и достигаем результата.
Если мы говорим о политике в отношении исторического просвещения, образования, то должна появиться священная история. Не просто история, а история через призму ценностей. Преподавание истории не просто, как изложение фактов, а как борьба добра и зла.
Мы должны смотреть на ВОВ не просто и с точки зрения изложения фактической канвы, а как столкновение сил добра и сил зла. И на другие периоды тоже.
Священная история предполагает сакрализацию наших героев, которых нельзя дезавуировать кощунственно, и называть, кто являлся антигероями. Священная история есть у каждого народа. Она должна быть сформирована и в отношении нас.
Если мы говорим о целях, то должна быть не просто история, а историософия. Это о том, куда идёт мир, куда идёт Россия. В чем наша правда. Это изложение уже через призму смыслов, опять-таки, не просто фактология, а история, как концепция. Смысловые вещи заложены в историческом материале.
И наконец, если мы говорим о средствах, то это уроки истории. Что можно в России, что нельзя в России. Что нельзя наступать на одни и те же грабли. Если мы делаем то, что всегда приводило к смутам, это приведёт в очередной раз к смуте - уроки истории.
Вот эти недостающие компоненты - священная история, историософия, уроки истории - они должны появиться. История должна стать наукой не о прошлом, а о настоящем".
Профессор Вардан Багдасарян - российский историк и политолог, доктор исторических наук, декан факультета истории, политологии и права Московского государственного Областного Университета (МГОУ), профессор кафедры Государственной политики МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель регионального отделения Российского общества «Знание» Московской области, руководитель научной школы «Ценностных оснований общественных процессов» (аксиологии), доверенное лицо президента на выборах 2024 г.
..............................................
Свежие комментарии