В конце 50-х и начале 60-х США столкнулась с кризисом. Советский Союз стал выигрывать космическую гонку, а американская экономика начала отставать от советской. Исследователи связывали кризис с образованием. Эта тема заинтересовала американское общество, поэтому журналисты издания LIFE решили провести эксперимент-сравнение, который должен был показать состояние советской и американской системы образования на основе их сравнения. Он выявил интересные результаты.
Куцков и Лапекас. Эксперимент
Журнал LIFE, посвящённый эксперименту, вышел 24 марта 1958 года. Заголовок гласил «Кризис в образовании». На обложке журнала две фотографии: улыбающийся американец и серьёзный советский школьник в зимней одежде. Стивен Лапекас и Алексей Куцков. Журналисты решили изучить их жизни для понимания различий в системе образования.
Алексей Куцков родился в Москве. Жил в простой рабочей семье. Отец погиб в Великой Отечественной войне, а матери приходилось ухаживать за больным дедушкой. Ничем особым не выделялся. Ежедневно посещал занятия. Уроки с утра до вечера. Изучал, как и все школьники, фундаментальные науки: алгебра, химия, физика, астрономия.
В дополнении учил английский язык, читал литературу и историю, ходил на физкультуру. Свободное время проводил за шахматами и чтением, а при необходимости помогал маме. Получал «отлично» или «хорошо» на занятиях и был всесторонне развит. Алексей учился с чётким пониманием того, что надо быть полезным обществу. А что из себя представлял американец?
Стивен Лапекас родился в Чикаго. Красивый и фотогеничный. Его выбрали потому, что он лидер и завоеватель женских сердец в своей школе. Он должен был отражать культуру Америки. Отразил отлично. Имел низкую успеваемость по всем школьным предметам, с трудом изучал английский и историю Америки.
Вёл себя расслабленно, а на уроках математики вовсе занимался с личным репетитором, и литературу познавала через пересказы. Зато в свои шестнадцать лет гордился сексуальным опытом и выпитым алкоголем. Ценности его просты: всё решают деньги.
Противоположности
Две противоположности. Советский школьник был примером всесторонней развитости и стремления к высокой цели. Американец стремился к потребительскому образу жизни.
Американское общество взорвалось после такого эксперимента, а Стивен стал обвинять журналистов в том, что они показали его не с лучшей стороны. Впоследствии Куцков стал инженером в авиастроении, а Лапекас служил в армии, воевал во Вьетнаме и закончил гражданским пилотом, за что не раз обвинял журналистов и их эксперимент.
Есть в журнале LIFE слова Слоана Уилсона по этому поводу. Он посвятил отдельное эссе критике американского образования. Его возмутило, что целые поколения американцев ничего полезного не изучают в школах. Многие основные предметы, изучаемые Уилсоном в детстве, исключены из программы.
Система образования в 20 веке превратилась в карнавал по развлечению. Школьников расслабили и пустили в свободное плавание. У них ведь есть единое тестирование в конце, зачем переживать. Есть много чему научиться у советской системы.
Советская и американская школа
Американская система образования делится на 4 ступени: дошкольное, среднее (младшая старшая школа и старшая), высшее образование. Высшее образование получают в колледжах (только бакалавриат) и университетах (бакалавриат и магистратура). Но высшее могут получить только те, кто прошёл тест SAT, Scholastic Aptitude Test – «Академический оценочный тест».
Вокруг теста построено всё образование. Тест проходят все школьники, если хотят поступить в высшее учебное заведение. Внедрён примерно в начале 20-го века. Школьников оценивают по балльной системе на готовность изучения университетских предметов. Результаты теста отправлялись в вуз.
В советской школе не существовало никакого единого тестирования. Каждый школьник оценивался лично педагогом с учётом его способностей и возможностей. А для поступления необходим внутренний экзамен. Примерно с 40-х годов внедрили систему борьбы с завышением оценок, оставляли на второй год. Школу заканчивали только после получения базовых знаний.
Также советское образование отличалось комплексным подходом.
- Во-первых, система рассматривалась не как услуга, а часть жизнедеятельности человека.
- Во-вторых, существовала Академия педагогических наук СССР.
- В-третьих, Академия всегда ставила три вопроса для образования: «Чему учим», «Как учим» и «Для чего учим».
По результатам создавались учебные планы и программы, проводились эксперименты и изменялись учебники.
Люди, жившие в СССР, понимали, что образование является важной частью жизни советского человека. Это главные отличия советской системы от американской.
Американское образование – услуга, за которую нужно платить. Советское образование – обязательная ступень на пути к благополучному будущему. Именно поэтому СССР занимал лидирующие положения по многим показателям в середине двадцатого века, а специалисты считались лучшими в мире. Пример отличного образования.
Американцы увидели свою зацикленность на предоставлении услуг и попытались реформировать систему, внедрив советский опыт. Конечно, напрямую ничего не копировалось. Всё подстраивали под национальные особенности. Никто не отказывался от единого тестирования. Просто школы стали учить по-другому. Больше индивидуального подхода к ученикам.
Обучение правилам мышления и объяснение, почему человек учится в американской школе (появилась установка «Чем больше вы учитесь, тем больше вы зарабатываете»). Пересмотрели губительный подход, в котором тестированию уделяют главенствующее положение. Теперь знания стали важнее теста. И также тест стал проводиться платно, чтобы было больше мотивации его сдать. Но критика единого тестирования не прекратилась.
Российское образование
Новый век, новая эпоха. Российская система образования отказалась от советской модели. Начали стремиться к западным ценностям и технологиям. Знаменитая «болонская» система, которая должна была приравнивать российский диплом к европейским, но что-то пошло не так. Вместо того чтобы подстроить европейский и американский опыт под национальные нужды, власть имущие начали бездумно копировать.
Получился эдакий «Франкенштейн», состоящий из разрозненных элементов. Система бакалавриата и магистратуры из «болонской» системы, специалитет из советской и «ЕГЭ» по американскому образцу с некоторыми изменениями. Чёткое понимание: что, зачем и почему – отсутствует. Не удивительно, что новому поколению образование испортило жизнь и исказило восприятие.
У Советского Союза были чёткие цели и понимание, зачем нужно образование и воспитание. В начале двадцатого века страна не умела читать и писать, поэтому система стремилась научить этому. Затем началась научно-техническая революция.
Нужны были учёные, разбирающиеся в фундаментальных науках. СССР начал их преподавать в школах и университетах. Необходимо было воспитать широко развитого человека? Внедрили логику, черчение и множество дополнительных предметов в школах. Цели и понимание сделали советское образование лучшим.
Сейчас же никто не может понять, зачем нужен «ЕГЭ» и для чего его внедряли. Уровень образования упал и ценности исказились. Редки случаи, когда выпускник учился с целью принести пользу обществу и стране. Сейчас многие учатся по указке родителей, потому что их отправили, а не они захотели.
Свежие комментарии