Красивых женщин на свете много. И актрисы красивые не редкость. Но, как правило, с возрастом, внешность меняется, и те, кто ранее привлекали всеобщее внимание становятся блеклыми и не интересными. Феномен Инны Михайловны Чуриковой состоит в том, что, когда смотришь фильмы с ее участием перестаешь реагировать на внешний облик. Видишь перед собой образ. Внешняя красота уступает место какому-то внутреннему сиянию.
Родилась будущая актриса в г. Белебей в Башкирии, где семья находилась в эвакуации. Отец Михаил Кузьмич Чуриков был преподавателем в Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, мать Елизавета Захаровна Мантрова, занималась научной работой, также связанной с сельскохозяйственной деятельностью.
Родители развелись, когда Инна была очень маленькой и ходила в детский сад. Елизавета Захаровна сама воспитывала дочь, при этом работала и писала диссертацию.
В начале 50-х годов семья переехала в Москву. Мама продолжила научную карьеру. Инна с юного возраста прекрасно чувствовала себя перед публикой. Это качество она унаследовала от своей бабушки Акулины, которую даже приглашали в хор им. Пятницкого, но дедушка Инны - Захар был против, поэтому свой талант бабушка реализовывала, исполняя песни на свадьбах.
Инна Михайловна росла в любви. Из игрушек в доме находились деревянные карандаши и перевязанная варежка, но зато мама искренне считала свою дочь красавицей, поэтому никаких комплексов у ребенка не возникло.
В школе юная Инна уже проявляла себя на сцене. Затем поступила в студию при Московском драматическом театре им. Станиславского. Вечернюю студию создали Лев Елагин и Александр Аронов в 1957 году. Они высоко оценили талант Инны Чуриковой и прочили ей большое актерское будущее.
По окончании школы произошло поступление в Щепкинское училище при Малом театре. Инна Михайловна, впоследствии, вспоминала, что ее руководитель, Вениамин Цыганков произнес: «Она или дура или гений».
Учеба давалась легко. Затем была работа в ТЮЗ и первые съемки в кино. Конечно, первоначально амплуа актрисы составляли образы сказочных персонажей: лисички, зайчики или Баба Яга. Нечисть получалась очень яркой. Актриса выходила на сцену с зелеными волосами и очень темпераментно исполняла музыкальную часть роли.
Работа в кино, в этот период запомнилась по роли Марфуши из сказки «Морозко» режиссера А. Роу. Персонаж получился ярким. И сейчас сказка смотрится на одном дыхании. В том числе благодаря работе Инны Михайловны.
В начале карьеры было много эпизодических ролей: у Г. Натансона в фильме «Старшая сестра», у Г. Данелии в картине «Я шагаю по Москве». Но эти работы раскрывали актрису только с одной стороны.
Реальный успех пришел после встречи с двумя режиссерами. В кино это Глеб Панфилов, в театре Марк Захаров.
Марк Анатольевич говорил, что репертуар Московского государственного театра Ленком строился вокруг актрисы Инны Чуриковой. Дебютировала она в роли Нелли в спектакле «Тиль», пьесе, поставленной по сценарию Г. Горина в 1970 г. Спектакль, имел большой успех. В труппу театра актриса была зачислена в 1975 году.
Наибольший положительный резонанс получили роли в спектаклях «Оптимистическая трагедия», «Чайка», «Три девушки в голубом», «Женитьба».
Конечно, большинству зрителей она запомнилась в роли жены барона Мюнхгаузен в фильме Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
С Глебом Панфиловым связано не только открытие Инны Чуриковой как драматической актрисы, но и появление семейного творческого тандема- актриса и режиссер.
Знакомство состоялось на съемочной площадке фильма «В огне брода нет». Говорят, что режиссер увидел Инну Михайловну в одной из телевизионных передач. Решил, что роль Тани Теткиной подходит именно этой актрисе, но найти ее не мог. Помог Ролан Быков. Встреча состоялась. Режиссер и актриса почувствовали внутреннее родство.
Инна Михайловна была поражена умом и эрудированностью Глеба Анатольевича. Пара поженилась в начале 70-х годов прошлого века. В 1978 г. родился сын Иван.
В картине Г. Панфилова «Васса», по произведению М. Горького снимались и Инна Михайловна, и маленький Ваня.
Роль Вассы Железновой в исполнении И. Чуриковой отличается от привычной трактовки. Героиня выглядит не просто железной бездушной старухой, а очень глубоко любящей женщиной, на которую свалилась непосильная ноша. Но до самого конца не потерявшая свою любовь.
Многие совместные работы были отмечены не только зрителями, но и критиками. После выхода в 1970 г. кинокартины «Начало», Инна Михайловны была признана лучшей актрисой страны, по версии журнала «Советский Экран».
Кроме того, были совместные фильмы «Мать», «Тема», «В круге первом», «Без вины виноватые».
Снималась актриса и у других режиссеров. Так фильм «Военно-полевой роман» Петра Тодоровского выдвигался на премию «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке. А И.М. Чурикова получила «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль на Берлинском Кинофестивале.
Все, режиссеры, снимавшие И. Чурикову, вспоминают легкость работы с актрисой.
А. Кончаловский, снимавший Инну Михайловну в картине «Курочка Ряба», выделяет особую правдивость в характере актрисы. Он отмечает ее естественность, способность оставаться собой, не изменяться в угоду конъюнктуре. Это сделало ее неповторимой гениальной актрисой.
К. Шахназаров, у которого И. Чурикова снялась в картине «Курьер», вспоминает ее способность работы с любым партнером. Когда семнадцатилетний Федор Дунаевский, игравший сына, высказал свое мнение по поводу образа Инны Михайловны, та серьезно отнеслась к замечанию.
Жизнь актрисы сложилась удачно. Она реализовалась как в профессии, так и в личной жизни. Самое замечательное, что годы делали ее краше еще и как женщину. Многие отмечали какую-то мягкость и внутреннюю притягательность, которая позволяет женщине оставаться загадкой и привлекать мужчин, которые пробуют ее разгадать, но не могут.
В сердце же актрисы было место только для одного мужчины. Инны Михайловны не стало в январе 2023 года. Глеб Панфилов ушел из жизни в августе того же года.
Свежие комментарии