На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алекс Сэм
    Одна достойная группа Sex Pistols, а всё остальное попса!Злой рок «русског...
  • Александр Попов
    Это РАДУЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Пять месяцев наза...
  • Алекс Сэм
    Один большой вопрос- что вообще эти дети мигрантов делают у нас в России? На хрен они нам здесь нужны? Их родители сю...Госдума закрыла п...

Когда русские впервые узнали, что были в монгольском рабстве

Вплоть до начала XIX века не было словосочетания «монголо-татарское иго». Оно впервые появилось в популярной работе немецкого историка Христиана Крузе в 1817 году, которая спустя несколько десятилетий была переведена на русский язык и издана в Петербурге.

Впрочем, ещё в конце XV века термин «татарское иго» применительно к положению Руси был употреблён польским историком Яном Длугошем.

Так что – иго, но не монгольское, а татарское.

Русские не использовали слово латинского происхождения «иго» (ярмо) для обозначения своих отношений к Золотой Орде в XIII-XV вв. Это не означает, впрочем, что они не замечали самого факта зависимости русских князей от ордынских ханов. Зависимость была, но не от монголов.

Открытие Монголии русс"кими при Иване Грозном

Дело в том, что про монголов русские впервые узнали только в XVI столетии.

В 1567 году казачьи атаманы Иван Петров и Бурнаш Ялычев были посланы царём Иваном Грозным, как было сказано в царской грамоте, «к неизвестным властителям неизвестных народов». Они и открыли русским Монголию.

"Русское посольство прошло Великую китайскую стену". Иллюстрация к одной из книг

Петров и Ялычев подробно описали, что в их время Монголия делилась на Западную (Чёрную) и Жёлтую (Восточную). В последней правила некая царица, власть которой в какой-то степени распространялась и на первую Монголию.

Доклад казачьих атаманов не оставляет сомнений в том, что они действительно посетили Монголию. Особенно убеждают в этом описания религиозных ламаистских обрядов и ламаистских истуканов Будд и различных богов.

Не разубеждает в этом, а только придаёт дополнительной достоверности, упоминание Петровым и Ялычевым земледелия и садоводства у монголов, которых мы привыкли считать кочевниками-скотоводами. Дело в том, что в таких обществах всегда была какая-то часть населения (вероятно, из покорённых кочевниками оседлых племён), занимавшаяся земледелием – низким, с точки зрения скотоводов, занятием, но без продуктов которого, однако, кочевники обойтись не могли. Такое явление известно и у скифов, и у гуннов, и у аваров, и в Золотой Орде.

Монголы были не только кочевниками

Казачьи атаманы называли монголов мунгалами. Это первое в русской литературе упоминание монголов. Нигде царские посланцы не отождествляют мунгалов с татарами Золотой Орды, которым Русь некогда платила дань. Для них это совершенно разные народы.

Из Монголии Петров и Ялычев направились в Китай и стали первыми известными русскими, посетившими эту страну.

Нашествие или просачивание?

Так было на Руси монгольское иго или нет?

Судя по всему, собственно монголы до Руси никогда не доходили. Орды Батыя состояли из подвластных монголам тюркских племён.

Интересно, между прочим, то, что русские летописцы, описывая татарское нашествие, нигде не останавливаются на облике татар. Можно, конечно, подумать, что русские уже имели дело с монголоидными народами степей, поэтому не стали заострять внимание на внешнем виде «монголов». Однако есть данные, что все предыдущие тюркские народы, вторгавшиеся на Русь – от хазар до половцев – были европеоидами.

Это, а также хрестоматийное, состоящее из избитых летописных клише, описание Батыева нашествия, заставляет думать, что само это описание составлялось сотни лет спустя, не очевидцами событий. В реальности же «завоевание Руси монголо-татарами» происходило в виде просачивания групп кочевников и последующего добровольного принятия зависимости от ханов некоторыми русским князьями.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх