На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 490 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Почему мы с вами должны быть "жертвами" и жалеть хулиганов?Оправдать насилие...
  • Eduard
    Сейчас подростки просто бандиты.Если им разобтют морду,я только спасибо скажу!Оправдать насилие...
  • Варлам Устрялов
    ты такая же? тоже дурня воспитала?Оправдать насилие...

✨ Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

В сюжете многих опер нередко главная роль отводится молодой и красивой героине, для исполнения партии которой требуется колоратурное сопрано. Так называют высокий женский голос с легким звучанием, позволяющий виртуозно исполнять трели, арпеджио и другие сложные вокальные приемы. Среди знаменитых колоратурных сопрано советской эпохи выдающееся место принадлежит Галине Олейниченко.

Певицу сравнивали с итальянкой Галли-Курчи, легендарная Барсова называла тембр ее голоса 'бриллиантом чистой воды', а слушатели - горным ручьем и цветущей веткой акации на фоне голубого неба.

Великая певица появилась на свет в селе Куртовка (сейчас Новоукраинка в Раздельнянском районе Одесской области), затем мать с четырьмя детьми перебралась в село Граденицу. В 1938 году туда приехала комиссия преподавателей знаменитого училища Столярского. После прослушивания старшей сестре Галины Надежде было предложено обучаться игре на арфе. Мать девочек распродала нехитрое имущество, перебралась в Одессу и стала работать дворником в доме на Малой Арнаутской. Галя пришла в училище вместе с сестрой и восхитилась невиданным инструментом. Она попросила педагогов прослушать и ее, и также была принята. Каждый день девочка пешком преодолевала неблизкий путь до училища, а в летнее время ходила босиком, поскольку семья не могла себе позволить круглый год покупать обувь.

Однажды ее голос услышал известный в то время тенор Селявин, и сказал, что ей нужно обязательно учиться вокалу. По его просьбе с Галиной стала заниматься Наталья Урбан, педагог Одесской консерватории. Интеллигентная и высокообразованная женщина стала для босоногой сельской уроженки не только учительницей пения, но и образцом хороших манер, и Олейниченко долгие годы при подготовке каждой новой партии обязательно советовалась со своей наставницей.

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

Когда Одесса была оккупирована румынскими войсками, оперный театр продолжал работать, не было закрыто и музыкальное училище. Галина и Надежда (которая впоследствии сорок лет проработала арфисткой в Харьковском оперном театре) посещали занятия. Однако семья буквально выживала, продукты и одежду можно было приобрести только на рынке. Когда наступили холода, матери удалось раздобыть для Галины длинные и плотные шерстяные носки армейского образца. Но по дороге в училище девочку остановил полицейский патруль и заставил разуться.

Она бежала в училище в ботинках на босу ногу и плакала не от холода, а от того, что боялась опоздать на урок. Однако именно тогда произошло событие, определившее судьбу будущей оперной звезды. В одесском театре нередко гастролировали труппы из Румынии и других стран, оккупированных немцами. По старой традиции, ученикам музыкального училища и консерватории предоставлялись бесплатные места на галерке. Именно там Галина впервые услышала оперу - это была 'Травиата' с румынской певицей Анной Хубик в главной роли. Во время арии Виолетты девочка расплакалась и решила, что она обязательно станет петь в опере.

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

После окончания войны Олейниченко продолжила обучение в Одесской консерватории. Еще до получения диплома она начала выступать на сцене. Ее дебютом стала Настя в уже забытой опере Кабалевского 'Семья Тараса'. После этого Галина стала работать над партией Джильды из "Риголетто"

В постановке принимал участие московский режиссер Владимир Горрикер, который преподавал Галине основы сценического мастерства, а спустя некоторое время стал ее мужем. Олейниченко с нетерпением ожидала премьеры 'Джильды'. Однако в первом составе пела прима театра, которой на тот момент было 56 лет. Галину и других молодых певцов включили во второй состав, и их выступление стало настоящим триумфом. Именно тогда девушка поняла, что сценический век обладательниц колоратурного сопрано не должен быть слишком большим. Как бы там ни было, Олейниченко стала одесской знаменитостью.

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

Когда в 1953 году она сдавала выпускной экзамен, зал был заполнен настолько, что на потолке нижнего этажа образовались трещины. Зрителей попросили выйти, но они стояли под окнами и громко аплодировали доносившемуся из раскрытых окон пению Галины. Буквально сразу же после экзамена Олейниченко уехала в Бухарест, где проводился Фестиваль молодежи и студентов. Она пела не только в столице, но и городе Клуж. После выступления к Галине подошла женщина, в которой она с удивлением узнала Анну Хубик, и, конечно же, рассказала ей о 'Травиате' в одесской опере. Румынская певица была потрясена не только голосом Галины, но и ее воспоминаниями.

В 1955 году Олейниченко стала ведущей солисткой Киевского оперного театра. Через год она победила на Всесоюзном конкурсе вокалистов, а в 1957 выиграла Гран-при в Тулузе, где прослушивание участников проводилось вслепую. Еще одной наградой французского конкурса вокалистов была возможность записи пластинки и проведения гастролей по стране. Однако тут вмешалось Министерство культуры, и победительнице было предписано немедленно возвратиться домой. С большим трудом Галине удалось добиться разрешения выступить по телевидению. Однако дата выступления пришлась на выходной день, когда бухгалтерия телеканала не работала. Положение спас выступавший в тот же день Ив Монтан. Он договорился, что молодая певица получит его гонорар, а ему затем выплатят причитающиеся ей деньги. Но сумму в 500 тысяч франков певица не могла привезти в СССР. Оставшиеся до вылета два дня Галина провела в парижских магазинах. В каждом из них она покупала чемодан, заполняла его понравившимися ей вещами, отвозила в гостиницу и снова ехала за покупками – пока не закончились деньги. Потом несколько лет певица одаривала знакомых французскими духами и красивой одеждой.

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

В 1957 Олейниченко стала выступать в Большом театре. Она пела заглавные партии в 'Травиате', 'Руслане и Людмиле', 'Сказке о царе Салтане', 'Царской невесте', 'Снегурочке', а ее коронной ролью была Розина из 'Севильского цирюльника'. Кроме того, Олейниченко стала первой советской исполнительницей Титании в опере Бриттена 'Сон в летнюю ночь' (1965).

Галина Васильевна почти не записывалась на радио и не выпускала пластинок. Зато ее голос звучит в нескольких фильмах-операх - 'Садко', 'Иоланта', 'Царская невеста' и других. Певица много выступала с концертами, как за рубежом, так и на заводах и в колхозах, она исполняла классические произведения и с ансамблем скрипачей Большого театра, и под аккордеон.

Голос как звенящий ручей - Галина Олейниченко

В 1981 году Галина Васильевна распрощалась со сценой. Она продолжала выступать в концертах, преподавала в училище Гнесиных, подготовила немало известных певцов. Олейниченко сотрудничала с благотворительным фондом 'Новые имена', неоднократно принимала участие в работе жюри престижных конкурсов.

Певица скончалась в 2013 году и была похоронена на Троекуровском кладбище столицы.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх