

Традиционный анекдот в тему:
В ЦРУ инструктируют шпиона перед заброской:
- Приезжаешь на место, ищешь Памятник культуры 14-го века, встаёшь к нему спиной, идёшь прямо три квартала, потом направо, ещё три квартала, снова направо и окажешься у забора. Это секретный завод, нужно узнать, что он выпускает.
Забросили. Приезжает шпион в город и... заблудился. Ходил, ходил, не выдержал. Нашёл какую-то бабульку, спрашивает у неё:
- Я турист, где тут у вас Памятник культуры 14-го века?
- Вот, милок, видишь забор, это секретный завод, он выпускает ядерные боеголовки, встань к нему спиной, прямо три квартала, сверните налево, еще три квартала, свернёшь направо, выйдешь на площадь к Памятник культуры 14-го века.
Жил в 4 веке до н.э. один геодезист. Умный был..., что жуть брала. Зарабатывал себе на жизнь тем, что размечал земельные участки при дележе захваченных земель, причём очень точно.
Кто больше заплатит, тому чуть больше размечал...
Этим и жил, причём очень даже неплохо: за отстёгнутые втихушку суммы доисторических денег мог себе позволить не работать физически, поэтому чаще всего лежал на своём доисторическом диване и пил вино тоже доисторическое. И так он всем запомнился своей ленью, что в его честь "ленивое ничегонеделание" назвали словом филонить, ведь звали его Филон Александрийский.

Правда в истории прославился он не своей ленью, а тем, что составил личный список величайших чудес и изобретений человека. Да, да, да, тот самый который все сегодня знают, как Список Форбс 7 чудес света.
С тех пор много воды утекло, однако до сих пор каждая страна мечтает построить что-нибудь эдакое, что бы О-ГО-ГО! и все изумились.
За 2 тысячи лет с хвостиком человечество столько всего понастроило, разрушило и снова понастроило, с лихвой хватит на несколько филоновских списков.
И, главное в деле мировой гонки за самое чудесное чудо из чудес возвести что-нибудь эдакое глобальное: Китай величайшую стену в мире построил, Индия взялась за самую большую статую на планете, арабы воткнули в пустыне свой Бурдж-Халифа, некоторые вон даже своё собственное море выкопали... вручную... лопатами (правда это не точно).

Проблема у всех этих чудес одна: приезжаешь в поисках изумления, ощущения вечности, гордости за человеческий гений... а оно никакое.
НИ-КА-КУ-ЩЕЕ!
Вот вообще ни разу не трогает. Стоишь такой, обозреваешь окрестности и задаёшь себе вечный вопрос:
И ЧО?
Я на полном серьёзе. Вы бывали на Великой китайской стене? Стояли на самой её высокой части в Бадалине. Той самой, где произошло обрушение, а изнутри высыпались банки с кока-колой. Видать у всех древних строителей тяга в Мак-даках питаться. Но не суть. Главное в том, что стоишь ты там на ветру, смотришь на стену, уходящую в даль, а тебя не трогает.
Бывало такое?
Ну, ведь, бывало!
Однако есть такие чудеса, которых... которых вообще не ждёшь, ну, не должно их быть тут. Но стоит переступить порог, как челюсть падает на пол и от восхищения слова сказать не можешь! Для этого не нужны исполинские масштабы, вполне достаточно сделать вещь от души, от самого сердца.

Именно такое чудо недавно построили в Севастополе... несмотря на то, что стоит он очень давно. И в этой фразе нет совершенно никакого противоречия.
В Севастополе рядом с Новым Херсонесом стоит совершенно небольшой, буквально спрятавшийся за древние развалины, Владимирский собор середины 19 века. Стоит он на том самом месте, где когда-то в древней Корсуни крестился князь Владимир. Место нашли совершенно случайно в середине 19 века: посреди старинного городища был обнаружен фундамент древнего храма.
Согласно легендам, храм, в котором крестился Владимир, находился на окраине торговой площади. Этому не особо верили, мало ли что можно понаписать, бумага всё стерпит, однако раскопки всё подтвердили. И в 1861 году было принято решение на старинном фундаменте построить новый Собор.

Строили его с перерывами целых 30 лет и только в 1891 году была проведена первая служба. Увы, длились они не долго - в 1924 году Собор был закрыт, а в годы Великой отечественной от него почти ничего не осталось - здание было практически стёрто с лица земли.
С 1992 года по 2004 год шло строительство, после чего храм снова заработал. Скажу честно, я видел его в те годы, ничем выдающимся он не отличался. За исключением того, что построен не по классической православной схеме, а по византийским чертежам. Ну, да, расписали стены, всё чистенько, светленько... не более. В жару можно спрятаться от солнца (извиняйте, я не церковный человек, совсем).

Однако во время строительства Нового Херсонеса было решено из обычного Собора сделать не совсем обычный, вернее совсем необычный.
Дело в том, что новый Владимирский Собор больше не имеет росписей на стенах. И если вы хорошенечко присмотритесь...

Если прям очень-очень-очень хорошенечко присмотритесь:

То увидите, что всё внутреннее убранство Собора сделано из мозаики. Мозаика из российского художественного стекла (смальты) везде: на полу, стенах, сводах, откосах окон.
Есть всего лишь три вещи, которые лишены мозаичной отделки: колонны, купели и алтари. В некоторых случаях строители оставили даже мозаичные полы 19 века. Сначала мозаика не так уж и сильно бросается в глаза, но стоит только поднять голову вверх, он невероятной красоты захватывает дух.

Над полной сменой интерьера Собора работало 200 российских-мастеров мозаичистов, которые при помощи более 100 миллионов кусочков полностью преобразили его убранство.
И тут я раскрою один небольшой секрет: мозаикой в храмах никого не удивишь, она часто используется для отделки одной или нескольких стен, выкладки образов. Но так, чтобы мозаикой был отделан весь храм целиком, от пола до потолков, такого в истории России ещё не было.
Кроме того, традиционно в таких делах используется итальянская мозаика, которая считается эталоном качества, чистоты и цвета. Тут же использовалась исключительно российская смальта. И... совершенно внезапно оказалось, что она не только не уступает итальянской, но по многим показателям лучше неё.

В 2024-м году в храм специально приезжали "на посмотреть" итальянские мастера-мозаичисты. Не буду врать, что они приехали, чтобы посмеяться... не было такого! Они приехали посмотреть и оценить.
Однако стоило им только войти в Собор, как они застыли в буквальном смысле, как вкопанные. Их глазам открылось настоящее чудо, в их глаза так и читалось:
"Не могли русские такое сделать!"
Как оказалось, смогли.

Они реально смогли оценить не только масштаб проделанной работы, но и её тонкость, ведь даже самые маленькие рисунки, а не только детали орнамента, были сделаны из мозаики: стекла и камня.
Не верите?
Посмотрите ещё раз сами:

У нас самих мастерская художественного стекла и мозаики, мы сами учим детей этому древнему искусству, но ходить по Собору и видеть такой уровень мастерства - просто невероятно.

Что хочу сказать по итогу? Если вы будете в Крыму, в Севастополе, в Новом Херсонесе... не поленитесь выйти за ограду и пройти через территорию Древнего Херсонеса к этому Собору.
Впечатления вас ждут незабываемые. А впечатления, эмоции и память - это самое главное и единственное, что человек может забрать из этого мира с собой. Деньги, имущество и накопления, увы, переводом ТУДА не отправишь.
______________________________
Свежие комментарии