Пожалуй, один из самых амбициозных проектов отечественной оборонки наконец-то демонстрирует серьёзные результаты - впервые показаны новейшие Ту-160М в количестве сразу четырёх единиц, причём два из них новой постройки. Происходит всё это дело на фоне заокеанского конкурента в лице В-21 "Райдер", с которым мы сегодня наших "Белых Лебедей" и сравним.

Приветствую на канале!
Начать хотелось бы с того, что между нашим "Белым лебедем" и американским "Райдером", при всех различиях и диаметрально иной концепции, есть прямая связь - оба они являются бомбардировщиками нового поколения. И, на первый взгляд, звучит всё довольно абсурдно, но это так, и сейчас объясним почему. Во-первых, весь парк дальних бомбардировщиков и в США, и в России, по большей части создан ещё в прошлом веке. У американцев есть машины, летающие уже более 50 лет - кто бы что ни говорил про модернизацию, но это серьёзно сказывается на боеготовности парка, что мы в последнее время и наблюдаем. И В-52 здесь далеко не самый лучший пример - достаточно взглянуть на то, что происходит с "Лансером", хотя машина относительно новая. Штормит и "Спирит". У нас проблемы схожего характера, пусть и не столь обострённые - за последние годы проделана внушительная работа. Во-вторых, мир вступает в очередной этап противостояния и чем он закончится - вопрос открытый, но сотня-другая бомбардировщиков в этом вопросе лишними не будут. Это сила, неоспоримая и довольно внушительная. Особенно наш Ту-160. Кто-то скажет, что вот тут-то загвоздка - машине почти полтинник, о каком новом поколении идёт речь? Парировать довольно просто - 50 лет назад начались работы по проекту, в 80-х первые полёты, и только в 90-х, незадолго до развала СССР, первые две эскадрильи укомплектованы "Лебедями". Более того, Ту-160М - это абсолютно иная машина. От предшественника остался лишь планер - начинка целиком и полностью иная.

Если сравнивать наш Ту-160М с тем, что выпускали ещё во времена СССР, мы увидим, что современная версия на голову выше по всем параметрам - и лётным, благодаря двигателю, и боевым. Например, в 80-е основным вооружением "Лебедя" была Х-55 - ракета с ядерной боевой частью, способная пролететь около 2500 километров. Работать по территории тех же США затруднительно, если вообще возможно, но вот по Европе - вполне. Сейчас ситуация несколько иного масштаба - основным вооружением выступает Х-101 - ракета, эффективность которой доказана напрямую. Способна пролететь до 5500 километров в ядерном варианте, что серьёзнейшим образом отражается на безопасности вероятного противника. Более того, с недавних пор "Лебеди" получили Х-БД - аналог Х-101, но с дальностью около 7000-8000 километров. Как мы видим - рост существенный.
А что у американцев? "Райдер", при всей своей новизне, не привносит ничего нового. Вообще, если бегло взглянуть на этот проект, он вызывает больше вопросов, чем ответов. Изначально они как хотели? Получить массовую версию В-2 "Спирит", меньших размеров, с меньшей стоимостью обслуживания, но с более продвинутой технологией "Стелс". С точки зрения вооружения машина особо не отличается от предшественника и по боевым возможностям представляет ту же картину. Вот только хотели наклепать их не менее 100 единиц. Цифра огромна, и её нужно принимать во внимание, так как она решает проблему устаревшего авиапарка полностью.

А что у нас? Согласно ранним заявлениям МО, датируемым 2015 годом, когда только-только стартовал вопрос о переходе на новое поколение, звучали цифры в 50 машин. План амбициозный, спору нет, но он был достаточно реалистичный - начать производство "Лебедей" хотели к концу 2023 года, и постепенно наращивать темпы. До того момента стояла не менее амбициозная задача - вернуть все утраченные технологии и компетенции. Проблема в том, что "Белый лебедь" - вершина советской оборонки, и собирали его буквально всей страной. Яркий тому пример - вышеупомянутая ракета Х-55. Её производство с враждебной ныне территории перенесли вглубь страны только во второй половине 80-х. Так вот, мир довольно быстро поменялся, и в 2023 году с опережением графика на несколько лет уже летали два построенных с нуля Ту-160М, и ещё пара модернизированных из имеющегося парка. Выходит, есть ощутимая корректировка, но с чем она связана? Да всё с тем же "Райдером" - и мы, и американцы, на данный момент реализуем контракт на первый десяток машин нового поколения. У нас уже две есть, плюс две модернизированных, у американцев пока одна. И, что-то подсказывает, что наши работы будут ориентироваться на успехи вероятного противника, так как нужно сохранить паритет. В США, напомним, хотят более сотни "Райдеров", так что чем раньше мы раскрутим производство "Лебедей", тем лучше.

Подводя итог отметим, что в случае провала "Райдера", есть все шансы на снижение числа "Лебедей" в рядах ВКС, но вряд ли меньше заявленных 50 машин - это некий базис, который можно корректировать в зависимости от ситуации. Дело в том, что американцы вполне могут наступить ровно на те же грабли, что и с В-2, так как цена В-21 почти что миллиард долларов. И, как известно, в процессе производства она может существенно увеличиться. Но хватит ли нам 50 "Лебедей", даже если в США что-то пойдет не так? Вполне, ведь не за горами полёт ещё одной машины - "Посланник". На первый взгляд он похож на "Райдера", но на деле совсем иная машина. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Свежие комментарии