На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 500 подписчиков

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Вадим Кузнецов, у меня тоже нет причины удалять что-либо, тем более, что я сейчас мало бываю в интернете, читаю комме...Бандеровская мето...
  • Вадим Кузнецов
    На протяжении нескольких дней мои сообщения, размещаемые мной здесь, исчезали. После моего комментария о Вашем сообще...Бандеровская мето...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Вадим Кузнецов, вы сейчас пишите комментарии модератору сайта, посмотрите его аккаунт, может тогда поймёте, что никто...Бандеровская мето...

Фильм «Москва слезам не верит» - рассказ о скорбной участи советской женщины?

…Ну, оставим наши местные разбирательства и поговорим об искусстве. Например, о киноискусстве. Вот недавно пересмотрела старый прославленный фильм «Москва слезам не верит». Считается эпохальным фильмом в советском кинематографе.

Фильм «Москва слезам не верит» - рассказ о скорбной участи советской женщины?

Кадр из фильма "Москва слезам не верит"

Премии, сборы, народная любовь, все дела.

Кто ж против? Хороший фильм, качественный, добротный. На цитаты разобран. Смотрится захватывающе, сочувствие вызывает. И споры тоже.

Больше всего споров (доходящих до драк с виртуальными ошметками) вызывает слесарь Гоша (он же Жора, он же Гога): большая половина женщин страстно взывает «ах, какой мужчина, мне б такого», а меньшая (испорченная распроклятым феминизмом) возмущается тем, что он сексист.

Хотя мне как раз это возмущение не очень понятно — какой же он сексист, если он в первый же визит к Катерине сам ужин приготовил? Настоящий мачо раскидал бы носки по квартире и ждал, пока усталая женщина приготовит и поднесет. У него только на социальном статусе в отношениях мужчины и женщины затык и больное место, а так он вовсе и не сексист.

Но я не об этом. Гошу оставим на потом. Сейчас я о другом. О том, что это советское кино считается оптимистичным, поскольку вроде бы несет посыл о том, что в СССР каждый был кузнец своего счастья, и вот, мол, девушки из провинции могли добиться успеха и стать директором комбината.

Слесарь Гоша (он же Жора, он же Гога)

Слесарь Гоша (он же Жора, он же Гога) Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Ну, в общем, наверное, да, могли. Сам Хрущев был сначала слесарем, а Горбачев — комбайнером. Хотя они и не девушки. Вот и Фурцева в молодости была ткачихой. («Светлый путь» все видели? Кстати, гениальный фильм совершенно.) И так далее. Правда, все они пошли вверх не через образование, а через комсомол и партию. Но все же — не чучелом, так тушкой.

А что, собственно, в фильме оптимистичного? Как в нем показана благополучная жизнь страны?

Мне очень даже странно, что показано: в обеих частях сюжет вертится вокруг социального неравенства. В первой части — коллизия происходит из-за неравенства положений Катерины и Рудольфа (точнее, его запросов). Квартира профессора с консьержкой — и житье рабочих девушек, затем небогатая дачка третьей подруги. Контраст весьма выпуклый.

И все горе Катерины случилось именно из-за того, что она, будучи из второго сорта, пыталась выдать себя за первый!
Причем когда мамаша Рудольфа и он сам корят ее за то, что она обманом проникла не в свой класс, девушке даже не приходит в голову атаковать эту позицию. Она ни разу его даже не спросила: а ты меня любил только за шикарную квартиру? Ему и ответить было бы нечего, его позиция значительно более уязвима: гнался за богатой наследницей, да еще и ребенка заделал. Ей стоило припугнуть его комсомольской разборкой, в случае которой он бы вверх тормашками полетел с телевидения.

В первой части — коллизия происходит из-за неравенства положений Катерины и Рудольфа

В первой части коллизия происходит из-за неравенства положений Катерины и Рудольфа Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Заметьте, я не говорю, что это надо было делать — но припугнуть его надо было. Сказать, что я в комсомол пожалуюсь, что ты меня обольстил, да еще и пролетарским происхождением попрекал — и он, и его мамочка еще бегали бы за Катериной и умоляли бы за него выйти.

Но она даже не пытается это делать! Почему? А потому, что советская пролетарка сама сознает себя низшим классом. Она еще просит у него прощения! Не он у нее — за то, что соблазнил, заделал ребенка и не женится, а она у него! Она его обманула — да, обманывать нехорошо, но его упреки просто чудовищны: ты мне сказала, что богата, а на самом деле на заводе работаешь?!

Это что, позор — работать на заводе в стране победившей диктатуры пролетариата? Но ведь и она тоже так думает. Это очень даже антисоветский факт, и очень неприятный. Он вдребезги разбивает миф о равенстве и братстве соединившихся пролетариев всех стран! Оказывается, рабочие в послевоенном СССР были людьми второго сорта?!

Ну и, конечно, две из трех девушек усиленно пробиваются вверх: выйти, во что бы то ни стало выйти из рабочего класса.
Эффектная Людмила только об этом и говорит — ни слова о перевыполнении плана, никакой заботы о целине!
Катерина идет правильным путем (надо учиться и выбиться в номенклатуру), Людмила пытается идти неправильным (выйти за академика или генерала), но пробиваются. Людмила таки вышла замуж за знаменитого хоккеиста, но случилась осечка — хоккеист спился, а она (вопреки тому, что советуют некоторые в ШЖ) не пожелала положить жизнь к ногам его горького пьянства и опять ударилась в поиски…

Людмила всю жизнь пыталась выбиться из рабочего класса

Людмила всю жизнь пыталась выбиться из рабочего класса Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Третья подруга, Антонина, как в 50-х была маляром, так и в 70-х маляр. Семья у нее хорошая, крепкая и, как теперь модно говорить, — «многопоколенная» (это когда три поколения живет на головах друг у друга, по колено в пожитках). При этом социального или карьерного прогресса нет как нет, материально-вещевого тоже не очень. И духовного роста у Антонины не заметно, она за 20 лет просто не изменилась никак.

Итак, из трех девиц в первый сорт пробилась только одна, да и ту ревнивый к успеху «Гоша, он же Гога, он же Жора» неизбежно сковырнет назад, потому что не потерпит в семье бабу-начальника.

Фильм «Москва слезам не верит» - рассказ о скорбной участи советской женщины?

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Второй реакционный посыл в фильме — мизогинический. Утверждается, что баба без мужа — ноль, хоть она даже директор комбината (а хоть и директор института статистики, как Людмила Прокофьевна). Она обречена рыдать в подушку, хотя у нее есть и положение, и любимая работа, и перспектива, и достаток, и автомобиль (по тем временам немаловажно), и дочь, и любовник. Но без законного мужа все равно она обречена быть несчастной. Она никто, и успехи ее ничто.

Вторая подруга мужа не нашла, и нам старательно показывают, что ее жизнь тоже пуста и никчемна. И только третья устроена в семье и живет «правильно» (но скучно).

Идеология фильма совпадает с мейнстримным убеждением, что сама по себе женщина не может иметь важных интересов в жизни, кроме мужа. Даже не семьи, а именно мужа, потому что, в отличие от одинокой Людмилы Прокофьевны (которой в самом деле было несладко одной), у Катерины есть дочь, возможно, скоро появится зять и внуки. У нее есть семья, она уж точно не одинока. Но раз мужа нет — грош цена всем ее успехам, говорит нам этот фильм.

Так что главнее, семья или наличие мужа?

Так что главнее, семья или наличие мужа? Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Хорошо. Вот героиня обретает долгожданного мужа, и — о ужас! — ему совершенно поперек горла все, чего она с таким трудом добивалась 20 лет: ее работа и положение директора комбината, большая зарплата и соответственный этой должности характер! Он это недвусмысленно высказал чуть не в первые минуты знакомства. Поэтому он будет ее гнуть и ломать, а она будет гнуться и ломаться, потому что — как же? Муж же!

Что ж тут оптимистичного? Вторая подруга так и будет пропадать в поисках удачного брака, третья — вариться в рутине, а главная неизбежно погрязнет в конфликте «муж или карьера». А оптимизм в чем?

Автор: К. Ю. Старохамская
Школа жизни

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх