Впервые о «Персее» заговорили в 1991 году, когда полковник КГБ в отставке, Владимир Чиков, поведал прессе, что в середине 40-х имел «своего человека» в «Манхэттенском проекте», который, как известно, был посвящён созданию первой атомной бомбы. При этом речь не шла о Клаусе Фуксе, который был раскрыт ЦРУ ещё в 50-е годы. Речь шла о специалисте совершенно иного класса, который смог остаться в проекте до конца и передать руководству СССР важнейшие сведения, благодаря которым была создана своя ядерная бомба.
Не сделай этого «Персей» и быть может, США всё-таки напали на СССР ещё в 1947 году. Но благо, что суперагент недаром ел свой хлеб.
Маленькая ремарка: советские агенты действительно были суперпрофессионалами своего дела. Вспомнилась одна «забавная» история, встреченная на просторах американского интернета, когда «потомственный американец», получив в наследство дом своего отца, «убеждённого демократа», разгребал вещи и в тайнике нашёл удостоверение агента КГБ. При этом история прозвучала уже после распада Советского Союза, в XXI веке, но никто, включая сына и жену, не знал о реальном месте работы мужчины.
«Персей» - оперативный псевдоним
Когда поймали Клауса Фукса, американская пресса разносила историю как величайшую победу собственной контрразведки. Но и в этот момент, незнакомый даже Фуксу, в недрах Лос-Аламосского конструкторского бюро, продолжил свой труд «Персей» - коллега Клауса.
Обычный человек в белом халате. Ничем не примечательный, фанатичный специалист своего дела. Это уже потом, когда история стала достоянием широкой общественности, СМИ заговорили о «Персее», как о человеке, чьи дела изменили ход истории, ибо только благодаря ему Сталин стал загодя выделять средства на собственные исследования ядерной бомбы.
Чертежи «Толстяка» (первого ядерного заряда), весть о первом удачном испытании ядерной бомбы на полигоне, тончайшие технологические и физические нюансы создания – вот что передал «Персей» в далёкую Москву. И даже в ту пору, когда между СССР и США вновь возникла «дружба», он не сделал ничего, чтобы вскрыть себя.
История собиралась по крупицам
В 1992 году факт существования суперагента подтвердил и бывший вице-консул в Соединённых Штатах, Анатолий Яцков. При этом должность вице-президента была только прикрытием, так как именно Анатолий был ответственен за деятельность всех агентов на территории США. На тот момент стало ясно, что и в 1992 году «Персей» не был разоблачён и по-прежнему находился на «вражеской территории». Невероятная выдержка, достойная отдельной киноленты!
В этом же году поступила новая крупица информации. На этот раз от Хелен Крогер, которая также участвовала в схеме и была ответственна за секретную передачу нужной документации в советское консульство. По её словам, специальные папки передавал ей некий молодой, высокий человек, который, не говоря ни слова удалялся, едва документация оказывалось переданной. Г-жа Крогер предполагала, что этим молодым человеком и был сверхагент «Персей» - человек, изменивший мир.
Следующая информация – 1995 год.
За год до смерти ещё один «связист», Моррис Коэн и супруг Хелен Крогер, подтвердил, что этим молодым человеком и был «Персей». Также г-н Моррис сообщил, что о существовании суперагента знали только три человека: он, его супруга и Анатолий Яцков.
Со смертью Морриса Коэна в 1996 году, информация о «Персее» могла раствориться окончательно, так и оставшись в области полулегенд, но…
Разоблачение проекта «Венона»
… уже в другой части земного шара, в Соединённых Штатах, грянул крупный скандал.
Обнажилось существование многолетней шпионской советской программы под кодовым названием «Венона», которая действовала на территории американских атомных лабораторий аж с 1943 года!
Достоянием общественности стали перехваченные, зашифрованные советские сообщения, которые поддались усилиям криптографов только к концу XX века. В результате, из почти 10 тысяч перехваченных сообщений, удалось дешифровать 3 тысячи. Но и от этих 3 тысяч волосы зашевелились на голове!
Тогда и появилось название «Персей», исходя из расшифровки псевдонима суперагента – «PERS».
При этом несмотря на дешифровку и на однозначное доказательство присутствия агента в лабораториях Пентагона, по-прежнему не смогли связать «Перса» хотя бы с одним из учёных, участвующих в проекте!
Был известен только ряд косвенных примет: коренной американец, жил в Нью-Йорке в момент внедрения, по состоянию на 1991 год по-прежнему жив. Но ни один человек в манхэттенской лаборатории не подходил под косвенные критерии полностью, из-за чего и эта информация могла быть простой радиоигрой советских шпионов на тот случай, если бы к зашифрованным сообщениям всё-таки были подобраны ключи.
Первые «кандидаты» на должность «Персея»
В конце 90-х, знаменитый американский исследователь, Джереми Стоун принялся утверждать, что «Персей» — это не кто иной, как Филип Моррсион – известный американский астрофизик, с раннего детства симпатизирующий коммунистическим идеям. Но при ближайшем рассмотрении доводы Стоуна не выдерживают хоть какой-то критики, ввиду чего сам Моррисон, живший и здравствовавший в то время, подал на Джереми в суд за клевету.
Результат судебного процесса – публичные извинения горе-автора перед известным астрофизиком.
Второй «кандидат» - Теодор Холл, который в 19-ть лет учувствовал в создании первой ядерной бомбы, слыл вундеркиндом и подходил сразу по нескольким признакам на должность «Персея». Но опять же, промах, так как и Холл проходил по советским сводкам под псевдонимом «Млад» и явно не мог быть под наблюдением собственных спецслужб.
На данный момент, вдова Теодора Холла подтвердила его связь с советской разведкой. Но был ли Холл тем легендарным «Персеем»? Увы, однозначного ответа нет и быть не может – в советской разведке работали настоящие профессионалы, способные отрабатывать верность далёкой Родине до самого конца.
Свежие комментарии