Удивительным образом современный интернет, где можно найти практически все, мало рассказывает подробностей о спортивном прошлом великого советского биатлониста Александра Тихонова. Все больше статей о его неудачном бизнесе, об уголовном деле или о скандалах с Губерниевым. Но ведь это категорически неправильно! Каким бы ни был человеком Тихонов, спортсменом он был выдающимся, и с эти спорить невозможно. Поэтому давайте восполним пробел информации и углубимся в биатлонное прошлое легенды этого вида спорта.
Александр Тихонов родился 2 января 1947 года в селе Уйское Уйского района Челябинской области. Отец — Иван Григорьевич, преподавал физкультуру в школе, был победителем областных соревнований среди сельских учителей в лыжных гонках, участник Великой Отечественной войны, был ранен. Мать — Нина Евлампиевна, тоже занималась лыжами, работала бухгалтером. Саша был старшим ребенком в семье, где помимо него было еще три сына.

Когда мальчик только появился на свет, ему поставили страшный по тем временам диагноз - порок сердца. Родители думали, что их сын вряд ли будет долго жить, тем более, что первые годы он отставал в развитии, а до трех лет вообще лежал в кровати. Но его бабушка, травница, выхаживала внука, и в итоге мальчик встал на ноги и даже активно начал двигаться и расти. Правда, на этом страшные приключения Александра не закончились: в 5 лет Тихонов, играя с братом, "присел" в чан с кипятком, получив тяжелые ожоги. Около года заняло восстановление, лечение в больницах, где также самую активную роль играла бабушка.
Когда же все самое страшное было позади, Александр, будучи пятиклассником, увлекся лыжами. После школы уехал в Челябинск и поступил в училище фабрично-заводского обучения (ФЗО). Два года отработал каменщиком огнеупорной кладки. При этом занятий лыжами не бросал, продолжая кататься зимними вечерами в парке. Позже его пригласили в Новосибирск учиться в техникуме физической культуры. Здесь он занимался беговыми коньками, велосипедом, лыжами. Окончив техникум физической культуры, служил в армии. В 1966 выиграл 10 и 15 километров в соревнованиях юниоров. Эстафету он бежал уже в составе взрослой команды и там стал победителем. Таким образом, отобрался в лыжную сборную СССР.
Вполне вероятно, что Тихонов мог стать и прославленным лыжником, но судьба все-таки уготовила ему быть легендой биатлона. Неудачное стечение обстоятельств в виде травмы ноги свело Александра с тренером биатлонистов Приваловым, который дал юноше в руки винтовку и сразу понял, что перед ним потенциально классный атлет, ведь Тихонов, охотившийся с детства, оказался не только быстрым, но и метким. Уже через год юный спортсмен взял серебро чемпионата мира по биатлону в эстафете, а следом был включен в состав на Олимпиаду.
Олимпийские Игры в Гренобле 1968 года
Кто мог поставить в борьбе за медали на вчерашнего юниора на его дебютной Олимпиаде? Да никто, в том числе и советские тренеры. Не рассчитывая ни на что серьезное, они все-таки дали Александру шанс выступить в единственной на тот момент индивидуальной гонке в программе Игр, выдав при этом спортсмену 1-й стартовый номер. Тихонов свой шанс упускать не хотел. Более того, даже начавшаяся простуда не могла помешать честолюбивым планам амбициозного атлета: он бежал и стрелял так, что был готов бороться за золото, но пришлось довольствоваться серебром из-за лишних осечек, которыми воспользовался норвежец.
А затем была эстафета, ставшая впоследствии визитной карточкой Тихонова. Именно там, на своем тогда еще, считай, дебютном, а потом уже коронном первом этапе Александр даже с кругом штрафа обогнал всех своих конкурентов и отправил товарища на дистанцию практически с 50-секундным преимуществом. Партнеры по сборной начинание коллеги поддержали и обеспечили уверенную победу и 1-ю золоту медаль из многих для Тихонова.

С того самого года в мировом биатлоне на царство взошел новый лидер - Александр Тихонов. Он выиграл 5 золотых наград из 6 возможных в олимпийском цикле между Греноблем и Саппоро.
Олимпийские Игры в Саппоро 1972 года
В индивидуальной гонке Тихонов много ошибается на стрельбище и оказывается на обидном 4-м месте. Зато в эстафете он показывает стойкость духа советского спортсмена, которой могут позавидовать многие. Александр уверенно проходил свой коронный 1-й этап, убежав от соперников, когда вдруг у него сломалась лыжа. Как назло, рядом не было никого, кто мог бы дать инвентарь. Почти километр Тихонов передвигался практически на одной лыже, пока его обгоняли практически все соперники. Помощь пришла, откуда вообще никто не ожидал: Дитер Шпеер из команды ГДР (главного соперника сборной СССР), готовясь к своему этапу, увидел ковыляющего Александра и, не колеблясь, отдал ему свою лыжу, которая плохо крепилась на ботинок Тихонова, но хотя бы позволяла бежать. И только потом запасной советской команды отдал советскому эстафетчику подходящую лыжу. В итоге хотя Тихонов и сумел вернуться в лидирующую группу, он передал эстафету девятым. Однако его товарищи по команде, видя, как самоотверженно боролся на дистанции их "забойщик", не могли его подвести и вытянули команду на итоговое 1-е место. Второе олимпийское золото по праву досталось Александру.

В следующем цикле Тихонов еще трижды становился чемпионом мира, а также единожды выигрывал серебро.
Олимпийские Игры в Инсбруке 1976 года
Вновь у Александра не сложилась личная гонка Олимпиады: опять хорошая скорость, но слишком много промахов. Просто вдумайтесь, тогда была лишь одна личная дистанция, всего один шанс на персональное золото. И это при том, что спринт уже давно вошел в календарь гонок, но еще не был включен в программу Олимпиады. Кстати, на чемпионате мира того же года, который как раз и состоял лишь из одного спринта, Тихонов оказался единственным победителем. Вот такая ирония судьбы.
Зато все вернулось в эстафете. Александр прекрасно прошел свой 4-й этап, быстрее всех остальных соперников, и в итоге выиграл вместе с товарищами третью золоту медаль главного старта четырехлетия.

Следующий олимпийский цикл был тяжелым для Тихонова: молодежь поджимала, конкуренция была колоссальная, тренеры были настроены на накатку более юных спортсменов, а сам многократный чемпион своим тяжелым характером испортил со многими отношения. Но отличным биатлонистом при этом Александр быть не переставал. И хотя его уже не хотели включать в команду на Олимпиаду, он пообещал выиграть медаль чемпионата мира, сделал это и тем самым забронировал себе место в основе.
Олимпийские Игры в Лейк-Плэсиде 1980 года
Выиграл отбор, попал на Олимпиаду. Но на первую гонку — 20 километров — меня не поставили, хотя я просил об этом. И в тот же день я простыл. Дико. ...Бежал спринт, как в тумане, с температурой 38,9 — занял девятое место. Лечиться пытался старым русским методом: полстакана водки, поллитровая банка кипятка и малины побольше. Не помогло. Еще через два дня мы должны были бежать эстафетную гонку. И опять началась та же самая история. Чувствую по поведению тренеров, что меня не хотят в эстафету ставить. .... Решали долго — до полуночи.....Решали-решали, судили-рядили — зовут меня. Павлов просит: «Саша, скажи свое слово». Я говорю: «Сергей Павлович, борьба будет неимоверная. Между нами и немцами. Третья команда меня не интересует — не думаю, что кто-то вмешается. Чтобы нам выиграть, мне надо оказаться на лыжне одновременно с Зибертом. Я никогда еще в эстафетах не стартовал на втором этапе. Поэтому, скорее всего, именно туда немцы его и поставят»....Еще я тогда добавил: «Свой результат я вам гарантирую». Павлов и решил все в мою пользу. А после этого ко мне вдруг по дошел Володя Аликин: «Иваныч, я, наверное, откажусь, пусть другие стартуют. Не могу бежать, ведет из стороны в сторону». «Что случилось?» — спрашиваю. А сам — с градусником сижу. Володя тоже градусник из-под рубашки достает, показывает: температура 38,2. Я свой достал — 38,9, как и было. И это — в ситуации, когда ничего нельзя принимать — никаких таблеток. Не дай Бог... (из книги "Штрафной круг" Александра Тихонова).
О своей болезни спортсмены тренерам не сказали. Аликин бежал 1-й этап, завершив его с преимуществом в 11 секунд. Следом на старт выходил Тихонов вместе с тем самым Зибертом, угадав с расстановкой по этапам. И хотя судьба медалей обычно решается на дистанции, в случае данной эстафеты многое осталось за кадром спортивной трансляции.
А я в это время разминаюсь с Зибертом на одной лыжне. Катается и голову не поднимает, не поворачивает даже в мою сторону, боится. Я же, напротив, пытаюсь его взгляд поймать. И никак не получается. Наконец не выдержал: там был коридор разминочный — метров 50, я встал прямо на его лыжню и навстречу лоб в лоб пошел. Мы почти лыжами столкнулись, и он всетаки поднял глаза. Не помню уже дословно, что ему сказал. Чтото вроде: «Клаус, хойтэ ихь бессер» — сегодня я — лучший. Положил ему руку на плечо, похлопал, переступил на другую лыжню и пошел дальше. А он как вкопанный застыл. Тренеры не мецкие кричат чтото — не реагирует. Шокирован был — сам потом рассказывал. (из книги "Штрафной круг" Александра Тихонова).
Так ли все было на самом деле, сказать сложно. Но известно точно, что немец свой этап прошел очень плохо, настрелял два штрафных круга и в итоге проиграл простуженному Тихонову больше 30 секунд. А дальше уже поддержали оставшиеся советские биатлонисты, которые в итоге привели сборную к победе. Это было 4-е олимпийское золото Александра, в очередной раз добытое в эстафете. С личными гонками, в отличие от чемпионатов мира, на Олимпиадах у Тихонова не сложилось.

После завершения спортивной карьеры прославленный спортсмен недолгое время занимался тренерской деятельностью, потом ушел в бизнес, а следом встал во главе СБР. О дальнейших его приключениях, включающих попадание под следствие и многие скандалы в биатлонной и медийной среде, подробно говорить не хочется, ведь об этом и так написано уже слишком много.
Давайте лучше еще раз отдадим должное Александру Тихонову, как одному из лучших биатлонистов в истории этого вида спорта и настоящей живой легенде отечественного биатлона, ведь он:
- Четырёхкратный олимпийский чемпион, серебряный призёр зимних Олимпийских игр;
- Одиннадцатикратный чемпион мира;
- Единственный биатлонист, сумевший выиграть золотые медали на 4 Играх подряд.
Свежие комментарии