Линди-хоп
1930-е Танцуют для развлечения
Whitey’s Lindy Hoppers танцуют линди-хоп в фильме Джона Клейна «Держи удар». 1939 год
Линди-хоп — это самая сложная форма свинга, а свинг (от англ. swing — «качание») — общее название танцев под североамериканский джаз, которые появились благодаря возникновению больших джазовых оркестров: их игра была более полнозвучной, чем игра маленьких джаз-бандов, и буквально «раскачивала» танцующих.
Именно такой оркестр играл, например, в Savoy Ballroоm — танцевальном сердце Гарлема.Линди-хоп — это первый социальный танец, в котором появились акробатические элементы. Как и другие танцы под регтайм и джаз, его быстро заметили продюсеры Бродвея и Голливуда. Сформировались команды музыкантов и танцовщиков (одна из самых известных — Whitey’s Lindy Hoppers), которые выступали на сцене и снимались в кино. Так рожденный в Гарлеме линди-хоп отправился путешествовать по миру.
Неоклассический балет
1930-е Танцуют для искусства
Классический балет достиг своего апогея в постановке Мариуса Петипа «Спящая красавица» в 1890 году: создать что-то масштабнее и роскошнее было уже невозможно. Новое направление классическому балету задал Михаил Фокин, обратившись к малой форме и отменив сюжет (как в «Шопениане» 1907 года). Следующий шаг сделал Федор Лопухов со своей бессюжетной танцсимфонией «Величие мироздания». В этом спектакле участвовал молодой Георгий Баланчивадзе. Через несколько лет он оказался на Западе, стал по совету Дягилева Баланчиным, а затем, в 1933 году, переехал в Америку, где и создал направление, которое в итоге стали называть неоклассическим балетом. Впрочем, если почитать европейских исследователей, то они называют отцом неоклассического балета другого эмигранта из Советской России — Сержа Лифаря. Оба они работали с лексикой классического балета, упрощали костюмы и декорации, тяготели к малым формам и отсутствию сюжета, так что, пожалуй, не так важно, кто из них был первым, тем более что их карьеры на Западе развивались одновременно. Важно другое: неоклассический балет — одно из самых мощных направлений XX века. В этом стиле иногда ставили и Морис Бежар, и Ролан Пети, но по-настоящему серьезную роль в его продвижении в XXI веке сыграли Уильям Форсайт и Уэйн Макгрегор.
Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Иржи Килиан, Уильям Форсайт, Ролан Пети.
«Серенада» Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря, «Impressing the Czar» Форcайта.
В репертуаре любого большого музыкального театра есть несколько работ неоклассического балета. В ближайшее время увидеть работу одного из российских неоклассиков, Алексея Ратманского, можно будет на гала-закрытии фестиваля «fLiZ5l124QQ. Diana Vishneva».
Самба
1940-е Танцуют для развлечения
Кармен Миранда исполняет песню «Кай-кай» в фильме Ирвинга Каммингса «Та ночь в Рио». 1941 год
Бразильские ритмы завоевывали мир не один раз: в начале ХХ века это был матчиш, а в начале 1940-х — самба.
Музыкально-танцевальная культура бывших рабов, выходцев из Западной Африки, в Бразилии была довольно рано интегрирована в доминирующую католическую культуру. На практике это означало, что западноафриканских божеств заменили христианские святые, а религиозные процессии превратились в красочный мультикультурный карнавал. Самба родилась из традиционного ритуала, в котором люди (главным образом женщины) впадали в транс, будто бы одержимые духами. Танец впервые появился в карнавальных процессиях в 1917 году и быстро стал обязательной частью праздников в Рио. Соревнования по этому танцу проходили на специальных самбадромах размером с хороший стадион. Танец достиг мировой популярности благодаря певице, актрисе и танцовщице Кармен Миранде (1909–1955), которую называли «бразильской бомбой». Родившись в Португалии, она рано переехала в Бразилию, а с 1939 года жила в США, выступала на Бродвее и снималась в Голливуде. Фильмы с ее участием, такие как «Та ночь в Рио» (1941), «Выходные в Гаване» (1941) и «Вся банда в сборе» (1943), стали отдушиной для людей во время войны.
Танцуется самба на синкопированный ритм 4/4 Синкопа — в музыке перенесение акцента с более сильной доли на более слабую. с шагами вперед-назад и свинговыми, качающимися движениями.
Мерс Каннингем (США)
1940-е Танцуют для искусства
«Пляжные птицы для видеокамеры» в исполнении Merce Cunningham Dance Company. Хореография Мерса Каннингема, музыка Джона Кейджа, видеоадаптация Эллиота Каплана. 1993 годМерса Каннингема часто называют модернистом или постмодернистом, но скорее он сбежал от одного и вдохновил другое, а сам остался отдельной величиной в истории американского танца.
Каннингем начинал танцевать в труппе Марты Грэм, но за шесть лет работы возненавидел и технику Грэм, и ее концепцию движения — и уже в 1940-е он ушел от нее и создал свою компанию, где основной административной работой занимался его партнер, композитор Джон Кейдж. У Кейджа Каннингем позаимствовал принцип случайности, или алеаторики: так, у Кейджа игральные кости определяли порядок периодов в музыкальном произведении, а у Каннингема — порядок танцевальных сцен и кто из исполнителей будет танцевать какую партию. Этот принцип полностью отвечал идее Каннингема о необходимости разрушать привычные паттерны, отказываться от естественных и выученных движений. В конце жизни Каннингем увлекся компьютерными технологиями — хореографию он стал создавать не в зале, а в программах Life Forms и DanceForms, а затем предлагал своим артистам воплотить ее на сцене.
Каннингем считал, что на сцене все виды искусства должны сосуществовать на равных правах, а не подчиняться одному — танцу. Он работал с авангардистами: музыку писал Кейдж, костюмы часто придумывал Уорхол, а сценографию — Роберт Раушенберг. При этом каждый работал, не зная, что делает другой. Всё вместе впервые собиралось уже в присутствии публики. Даже артисты часто узнавали, какие движение и в каком порядке им предстоит исполнять, всего за несколько минут до премьеры, а музыку впервые слышали только на сцене.
Первое время труппа Каннингема давала одно выступление в год. Разумеется, денег это приносило недостаточно. Тогда на помощь приходили друзья и единомышленники — например, Раушенберг мог быстро организовать выставку, продать все картины, а деньги отдать на развитие труппы.
Это «Тропический лес», «Случайная сюита». Вообще, многие постановки Каннингема носили абстрактные названия: «Неназванная работа», «Работа номер 5» и т. д. Также он известен своими балетами под общим названием «Event» («Event 1», «Event 2», «Event 3»): это нарезки из разных работ, приспособленные под определенные пространства. Если постановка не помещалась в театр или музей, куда приглашали Каннингема, он мог ее быстро видоизменить.
После смерти Каннингема в 2009 году его труппа по завещанию должна была прекратить свое существование. Merce Cunningham Dance Company два года путешествовала по всему миру с прощальным турне (заехав даже в Россию, на Чеховский фестиваль), после чего распалась. Но существует Merce Cunningham Trust, который сохраняет наследие хореографа. Бывшие артисты и репетиторы следят за тем, чтобы хореография Каннингема исполнялась грамотно, проводят занятия по его технике и преподают его постановки на факультетах хореографии по всей Америке. А также занимаются исследованиями и проводят конференции по творчеству Каннингема. Этой осенью в рамках фестиваля «fLiZ5l124QQ. Diana Vishneva» мастер-класс по технике Каннингема пройдет в Санкт-Петербурге.
Подготовили Ирина Сироткина, Вита Хлопова
__________________________________________________________
arzamas.academy
Свежие комментарии