Казалось бы, об Алле Пугачёвой и её роли в отечественном шоу-бизнесе известно и сказано уже всё. Но нет: недавний скандал с участием Филиппа Киркорова помог "рассекретить" истинное значение "примадонны". Два ключевых слова — "реклама" и "пиар".
Когда говорят, что Алла Пугачёва это "поп-звезда" прошедшего времени (или "звезда" в прошедшем времени — оба варианта уместны), — это действительно так.
Однако этот факт не означает, что о Пугачёвой можно забыть раз и навсегда. Пока наследие либерального шоу-бизнеса не то что не изжито в русской культуре, но и до победы над ним ой как далеко, необходимо периодически (насколько часто? — ни разом меньше, ни разом больше того, что необходимо для положительного результата…) напоминать о том, что эта искусственная, но удивительно живучая конструкция собой представляет.
И так уж сложилось, что наиболее выразительным и наглядным примером является как раз Алла Борисовна Пугачёва. От которой для либеральной псевдокультурной тусовки пользы и толка давно уже осталось только лишь по части пиара и саморекламы, но всё же…
"Аристократка низкого жанра" Пугачёва погубила СССР?
Что ни говори и как ни критикуй, но нельзя не признать, что Пугачёва явление удивительное. Совмещающее в себе поистине историческое значение и масштаб с внутренней пустотой и творческой бесплодностью.
Первую ипостась явления "Алла Пугачёва" наглядно деконструировал публицист Егор Холмогоров. Причём сделал это ещё до 2022 года, до начала СВО и скоропалительной "релокации" певицы в Израиль.
Алла Пугачёва, 1978. Пусть с явными звёздными задатками, но ещё артистка. ФОТО: GenriettaPeryan/Global Look Press
Как заметил Холмогоров, именно позднесоветская Пугачёва (коллективная "Пугачиха") стала одновременно символом и одной из причин духовного и культурного краха СССР. Когда основанная на противоречивых, но хотя бы внешне стремящихся к достижению идеалов красоты и добра принципах, правилах и стандартах советская эстрада выродилась в "первую отечественную поп-звезду Аллу Пугачёву", крушение Союза и последующее стремительное скатывание в культурную деградацию стали неизбежными.
Потому что:
Если за 70 лет крови и пота советский строй пришёл к этим трусам на голове как к кульминации, значит все муки, страдания, напряжение и унижение в принципе не имели смысла. <…> Советская утопия строилась на идее демократии высокого искусства как оправдания всего строя. А тут сформировалась и была предъявлена "аристократия" низкого жанра. <…> И этим убила последнее оставшееся у советского проекта идеальное обоснование в массовом сознании. Если пионерский хор вместо "Прекрасного далёка" начинает пукать и кукарекать, значит "далёко" не удалось.
А тут уже "звезда"… ФОТО: Natalya Loginova/Global Look Press
"Позови меня с собой" — это точно хит Пугачёвой? Не сериальных следователей?
Но при этом огромном вкладе в русскую катастрофу конца XX века Пугачёва, как в очередной раз обнаружилось и подтвердилось совсем недавно, на поверку по гамбургскому счёту оказалась банальным полуфабрикатом на конвейере поп-индустрии. Раздутым до неимоверных масштабов мыльным пузырём, рекламные постеры и ролики о котором полностью заслонили реальность.
Поводом вспомнить об этом стала вышедшая в "Московском комсомольце" в мае 2024-го рецензия активного сотворца отечественной попсы 1990-х-2000-х журналиста Артура Гаспаряна. Который воспользовался фактом публикации новой песни Пугачёвой "Ложный стыд" как поводом для умозрительного путешествия во времени лет так на 25-30 назад.
Артур Гаспарян. ФОТО: Anatoly Lomokhov/Global Look Press
Потому что как в 2024-м Гаспарян воспел неадекватно восторженную, переполненную "гениальными" метафорами и оценками оду Пугачёвой, точно на таком же восхвалении из всех рекламных рупоров в 1990-е годы держалась и раздувалась репутация "примадонны". Той самой Пугачёвой, которая оставила в прошлом вместе с развалившимся Союзом и свой артистический талант, и вокальные данные, и даже некую смелость первой поп-звезды эпохи перестройки.
На протяжении 30 лет во главе пирамиды отечественного шоубиза стояла держащаяся исключительно на зрительской ностальгии и рекламных мощностях фигура на глиняных ногах и с включенной за кулисами фонограммой. Чтобы понять это, достаточно хорошей памяти — с 1997 года, когда Пугачёва приватизировала песню Татьяны Снежиной "Позови меня с собой" (народный характер которой на самом деле обеспечил хор сериальных следователей из "Улицы разбитых фонарей"), у певицы не было ни одной по-настоящему сильной композиции.
Возможно, секрет популярности последнего "народного хита" Пугачёвой заключается и вовсе не в ней. Скриншот: группа "Улицы разбитых фонарей/Убойная сила/Опера" в социальной сети "ВКонтакте"
А чтобы признать это, достаточно элементарной честности.
Как рекламный повод Пугачёва ещё годится
Но если в лучшем случае с 1997-го Пугачёва перестала быть полноценной творческой единицей, а с середины 1980-х прекратила свой артистический путь, начав карьеру поп-звезды на самый пошлый западный манер, то кем же она была всё это время?
Ответ на этот вопрос будет нам всем как нельзя кстати.
В конце августа весьма "уместный" на отечественном ТВ после всех скандалов Филипп Киркоров в ходе столь "своевременного" в дни вторжения противника в Курскую область конкурса-фестиваля "Новая волна" свежую песню исполнил. И не то в ней важно, что она "Корона" называется — а то, что, как не преминул сообщить прессе и общественности Киркоров, преподнесена была ему эта композиция в качестве новогоднего подарка Аллой Пугачёвой. "Великой певицей, человеком, который мне не безразличен" — так витиевато сформулировал Филипп Бедросович.
Филипп Киркоров. ФОТО: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
А несколькими неделями ранее и месяца к тому моменту с другого фестиваля "Рандеву" в латвийской Юрмале не минуло, как об Алле Борисовне вспомнил сам и напомнил другим актёр Данила Козловский. Тот самый, что с мая 2023 года уехал за границу в "бессрочный отпуск" — и с тех пор так там и пребывает. Что за границей, что в отпуске.
Встретился, значит, Козловский на прибалтийском побережье с Пугачёвой, сфотографировался и снимок через Сеть общественности представил.
Что общего у этих двух событий, ответ очевиден — оба раза Алла Пугачёва использована в качестве не слишком изящного, но эффективного инструмента саморекламы. Ведь после "прачечной вылазки" в Донбасс (февраль месяц, полгода прошло…) о Киркорове не было по-настоящему громких новостей. Уж о Козловском, бороздящем просторы релокантского русскоязычного зарубежья с неким собственным шоу, и вовсе в России забывать стали.
А теперь какая красота — снова о Киркорове и Козловском везде молва да пересуды. И не беда, что добрых слов там не много, если вообще есть: реклама всё равно сработала. Реклама на имени Пугачёвой.
Первый блин комом, второй тоже
Теперь же задумаемся: а разве не была Алла Борисовна на протяжении последних почти 40 лет таким поводом для саморекламы, эффективным по соотношению "вложенные средства — полученный эффект" инструментом пиара, карьерным трамплином для наиболее находчивых деятелей нашего шоубиза?
Первый блин, как полагается, комом вышел — речь, конечно, о музыканте и певце Владимире Кузьмине. Том самом длинноволосом привлекательном гитаристе, который на советской эстраде середины 1980-х едва ли не лучше всех соответствовал идеализированным представлениям советского зрителя о недоступных западных рок-звёздах. С 1985 по 1988 год Пугачёву с Кузьминым связывали тесные творческие и, как принято считать, личные отношения — и в 1986 году их дуэт исполнил один из эстрадных гимнов "перестройки", песню "Две звезды". Ну а то, что Кузьмин не смог воспользоваться рекламно-творческим "эффектом Пугачёвой", это лишь исторический факт.
Кто-нибудь помнит, что спел Владимир Кузьмин после хита "Две звезды"? ФОТО: SvetlanaMal'tseva/GlobalLookPress
Иногда даже народные пословицы нуждаются в уточнении и расширении — комом оказался и второй блин. С 1990 по 1993 год "тесные творческие и, как принято считать, личные отношения" (уж извините за самоцитирование) связывали Аллу Борисовну с певцом, музыкантом и артистом Сергеем Челобановым.
Кто помнит те годы, тот не поспорит: Челобанов и его густая, закрывающая половину лица чёлка были одними из главных персонажей тогдашнего шоубиза. Во всяком случае, на ТВ-экране они — Челобанов, его чёлка и Пугачёва — появлялись постоянно. Кого именно вправе винить Сергей за несложившуюся дальнейшую карьеру — самого себя или препоны со стороны расставшейся с ним "примадонны", судить не берусь, а гадать не желаю.
А с Киркоровым и Галкиным* — сработало
Зато дальше пошли сплошь "истории успеха", густо замешанные на имени Пугачёвой, подсвеченные её звёздным сиянием и взращённые доступными ей медийными пиар-ресурсами. В 1994 году Пугачёва выходит замуж за Филиппа Киркорова — и в считаные годы молодой темноокий исполнитель зажигательных романтических хитов превращается в самостоятельную величину. И пусть самопровозглашённое прозвище Киркорова "король шоубиза" всегда и у всех вызывало ироничную улыбку, но в каждой шутке лишь доля шутки.
Галкин* и Пугачёва, начало… ФОТО: Alexander Keltik/Global Look Press
Киркоров и Пугачёва развелись в 2005-м, после чего Филипп Бедросович сумел таки сохранить и свои позиции в индустрии, и добрые отношения с "примадонной". Но новый фаворит, сумевший сполна воспользоваться "фактором Пугачёвой", у певицы появился ещё в 2002-м. И ещё недавно худенький забавный юноша по имени Максим Галкин*, развлекавший публику умением пародировать известных людей, быстро стал и певцом, и актёром, и телеведущим, и одним из трёх главных шоуменов страны (Иван Ургант, Дмитрий Нагиев — потеснитесь, здесь места на троих достаточно…).
Что с того?
Дальше уже в дело вмешалось неумолимое время — о романтических переменах в жизни Пугачёвой говорить по объективным причинам не приходится, как и о появлении под её крылом новых "звёзд". Теперь рекламный потенциал Аллы Борисовны ограничивается отдельными событийными поводами.
Но ведь что показательно — его вовсю пытаются использовать те, кто знает или предполагает, что их целевая аудитория по-прежнему следит за новостями о Пугачёвой, за упоминаниями о ней. Доходит до абсурдного — как, например, осенью 2022-го, когда собравшаяся наспех в Израиле новая диаспора сбежавших из России персон либерального шоубиза ринулась фотографироваться с Пугачёвой.
Израильские посиделки Пугачёвой, 2022. Скриншот: интернет-сайт KP.RU
Семён Слепаков*, Михаил Шац*, Максим Виторган, NoizeMC (Иван Алексеев)* и Илья Прусикин* из группы LittleBig в эпоху до СВО вряд ли бы сошлись в одно время в одном месте, тем более возле Пугачёвой. Но история выдернула их из привычного окружения — и они бросились к первому знакомому символу родного "шоу-бизнеса". К Алле Борисовне, упоминание о которой обязательно напомнит и о них…
Очевидно, что пиар-потенциал Пугачёвой многократно уменьшился и померк: если раньше благодаря ей можно было действительно стать "звездой", то теперь это всего лишь отдельные поводы для весьма кратковременного эффекта "напомню-ка я о себе".
Что тут скажешь, что тут поделаешь… Да, так проходит мирская слава. Иногда она угасает быстро, сразу, подобно вспышке. А порой, прежде чем пройти и исчезнуть, вырождается в нечто гротескное, абсурдное, нелепое, невзрачное.
Но главное-то не в этом. Не в по-своему увлекательной истории о том, как и кто добивается известности, узнаваемости или просто упоминания посредством Пугачёвой.
А в том, что какова "примадонна", таков и шоу-бизнес. И если нам не по душе такие "героини" и "звёзды", нам нужна совершенно иная эстрада. Построенная не на вульгарной дешёвой популярности, не на скандалах и клановых связях, а на таланте и творчестве.
Утопия? Мечты? Фантазии? Вот и посмотрим…
Свежие комментарии