Вместо эпиграфа анекдот:
Дед на приеме у сексопатолога:
— Доктор, больше 3 раз в неделю с женой не получается.
— Дед, а лет тебе сколько?
— 85.
— Дед, ну, это же превосходно!
— Да? А мой сосед говорит, что с женой ежедневно, а ему 95!
— Ну, так и вы говорите!
Вот, любят у нас в стране мифы разводить. Вокруг все такие крутые, замечательные. Европейские ценности, китайская мудрость. А мы все Ваньки-лапотники. И хоть по поводу ЕС и США глазки у многих в последние годы раскрылись, но вот Китай нам постоянно суют под нос, как просто образец идеальной экономики.
«Здравствуйте, Ксения. Меня вот вопрос мучает. Как Китай может постоянно наращивать свой ВВП, если в мире последние годы идет спад?»
А он и не может. Он врет.
На самом деле экономика Китая — это такая вещь в себе. Точно никто не знает, что там происходит. Причем, скорее всего, даже само руководство Китая. Очковтирательство придумали не вчера. Тем более что последнее время в стране вообще запретили публиковать различные экономические показатели.
У Китая нет ни одного фактора для экономического роста.
1. Высокий процент долгов. Официально госдолг составляет уже около 80% ВВП страны. Правда, большая часть этой денежной массы — внутренний долг. Внешний долг составляет всего около 25%. На первый взгляд выглядит нестрашно. Но есть нюансы...
а). Госдолг в Китае может иметь не только правительство, но и отдельно провинции. Практически все из них на данный момент имеют долгов больше чем на 100% ВВП. В целом, различные эксперты, занимающиеся экономикой Китая, приходят к выводу, что общий совокупный госдолг страны составляет около 130% ВВП. Добро пожаловать в клуб стран-банкротов.

б). Так называемый нефинансовый долг. То есть целевые кредиты. На различные инвестпроекты, развитие инфраструктуры и даже инвестиции в других странах. Вы думали, Китай развивается на свои? Как бы не так. Китай развивается на кредиты. Объем нефинансовых долгов составляет больше 300% ВВП. Это очень много. Чуть больше только в США, Канаде и Японии.
2. Секторальные кризисы. Одной из самых больших проблем в Китае является кризис перепроизводства. Мощностей в стране больше, чем нужно для современного потребления самим Китаем и даже внешним рынком.
Если Китай вдруг начнет производить еще больше, это не может привести к росту. Наоборот, это ведет исключительно к негативным последствиям. Мало товар произвести — его продать надо. А если он никому не нужен, то не производить выгоднее, чем производить. Трат меньше. Производить «в стол» никаких экономических показателей не приносит. Пустые города Китай не особо спасают.
Второй проблемой является строительный сектор. В Китае лопаются пузыри недвижимости. Правительство пытается на эту проблему влиять, но этого недостаточно. Недвижка в последние пару лет стала дешеветь. И процесс это непрерывный. Данные обстоятельства ухудшают, а не улучшают показатели ВВП.
3. Скрытая инфляция. Это вообще моя любимая история в Китае. Есть такой показатель, как объем денежной массы в стране. По идее, он должен быть меньше ВВП страны и держаться примерно на уровне 0,6–0,8 от общего объема валового внутреннего продукта.
В Китае этот показатель больше 2,5. Сколько точно — никто сказать не может. Только по официальным данным в 2023 году при объеме ВВП 17,7 трлн в долларовом эквиваленте объем денежной массы составлял 48 трлн при переводе в те же баксы. То есть денег в стране больше в три раза, чем должно быть. На 2024 год данных не нашла. Видимо, засекречены. Чтобы инфляция не сожрала все, что только можно, внутри страны эти деньги всеми правдами и неправдами изымаются из оборота. А саму инфляцию предпочитают считать без потребительского сектора. И показывают красивые циферки.
Но горькая реальность заключается в том, что китайские товары должны стоить в три раза больше, чем стоят сейчас. Это искусственное занижение.
Китаю нечем заработать, кроме как промышленностью. Которая в избытке, как я уже отметила выше. Внутреннее потребление раскрутить толком Китай не может. У него еще половина страны — это сельское население. Перетащить их в индустриальность пока не удается. А отсутствие пенсий именно сельским жителям резко снижает потребление. В целом, китайцы потребляют очень мало. Что не коррелируется с их бравурными заявлениями про зарплаты.
Китайские товары по их реальной цене никому не нужны. В результате последние лет 15 КНР активно занимается имитацией кипучей деятельности. Старается вкладываться в инфраструктуру за счет кредитов, создавая тем самым рабочие места. И дико держит цены внутри страны. Чтобы товары были конкурентоспособны. Ибо большая часть того, что производит Китай — ширпотреб. И заменить их при повышении цен — как два пальца об асфальт.
Как Китай в таких условиях натягивает себе проценты роста ВВП — да, фиг его знает. В целом в стране стагнация. И уже не первый год.
Как сообщал в феврале пресловутый Reuters, чистая прибыль общепита в Пекине за 2024 год упала на 88%. Многие рестораны в крупных городах Китая закрываются. Это очень серьезный симптом. Ибо потребительская инфляция реально растет. Она общемировая. А доходы людей — нет.
Вот и не понятно, что Китай будет делать дальше. Надо повышать, наконец, цены на товары, идущие на экспорт. Но их тогда вообще не купят. Их и так покупать стали хуже. Надо повышать доходы граждан. Потому что падает потребительский спрос внутри страны. А не на что. Страна в долгах как в шелках.
А тут еще и Трамп с его торговой войной. Американцы же не зря называют Китай главной угрозой. Только угроза это не военная, а экономическая. Потому что когда лопнет этот мировой, по сути, пузырь — мало не покажется никому.
Ну, вот, как-то так. Всем информационной гигиены.
______________________________
Свежие комментарии