На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 683 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Фирстова (Таран)
    Валерия, зря вы так о всей молодежи написали, есть , как вы пишите "безмозглые", но таких меньшинство.Новое поколение н...
  • валерия
    Вот так тихой сапой враги пытаются и у нас начать майдан. Молодежь, в основном безмозглая, идеологически вообще пуста...Новое поколение н...
  • Eduard
    Давно пора всю Прибалтику вернуть,это наша территория купленая у Швеции.На самом деле литовцы,латыши,эстонцы вообще н...«Натовцы уже лезу...

🛩 Владимир Высоцкий — «Мы взлетали, как утки»

Это песня о фронтовых лётчиках, которые каждый день бросались в небо так, будто прыгали в пропасть. Высоцкий показывает: полёт был и подвигом, и игрой с судьбой, и борьбой не только с врагом, но и со своей машиной. Здесь есть всё: смех, страх, дружба, и то чувство, что каждый вылет может стать последним.

🦆 «Мы взлетали, как утки…»

Мы взлетали как утки с раскисших полей:

Двадцать вылетов в сутки - куда веселей!

Мы смеялись, с парилкой туман перепутав.

И в простор набивались мы до тесноты,-

Облака надрывались, рвались в лоскуты,

Пули шили из них купола парашютов.

В этих строках — настоящий воздух войны. Самолёты уходили в небо один за другим, как стая. Двадцать вылетов в день — это не образ, а реальность. Лётчики смеялись не от радости, а потому что смех был единственной защитой от страха. А облака превращались в осколки и дыры от трассирующих пуль.

📌 Реальная история с фронта: Штурмовик Иван Григорьев вспоминал: «Мы взлетали с раскисшего поля, грязь хлестала по шасси. Кто-то сказал: "Смотри, мы как утки с болота". Мы смеялись — но каждый знал: половина не вернётся. Когда пули били по облакам, казалось, что небо рвут в клочья».

🎯 Подбитая машина

Возвращались тайком - без приборов, впотьмах,

И с радистом-стрелком, что повис на ремнях.

В фюзеляже пробоины, в плоскости - дырки.

И по коже - озноб; и заклинен штурвал,-

И дрожал он, и дробь по рукам отбивал -

Как во время опасного номера в цирке.

Возвращение с задания было ещё страшнее боя.

Самолёт дрожал, стрелок висел без сознания, приборы не работали. Пилот вёл машину, как укротитель дикого зверя, на одном упорстве и интуиции.

📌 Реальная история с фронта: Январь 1944-го. Ил-2 Алексея Козлова вернулся с пробитым мотором. Радист висел на ремнях, в кабине — дым. Алексей кричал:

— Держись, Витя, дотянем!

Штурвал бил по пальцам, руки сводило от судорог. Он посадил машину «на брюхо», с искрами по полосе. Радист был мёртв, но Козлов сказал: 
«Я дотащил его домой. Хоть тело, но дотащил».

⚡ Машина как партнёр

До сих пор это нервы щекочет,-

Но садились мы, набок кренясь.

Нам казалось - машина не хочет

И не может работать на нас.

Машина в этой песне — не железо, а живое существо. Иногда казалось, что самолёт сопротивляется, не хочет слушаться. Но пилот и техника были связаны судьбой: один не жил без другого.

📌 Факт: Лётчики часто называли самолёты «друзьями». Ил-2 — «горбатый», Ла-5 — «Лавка», Як-1 — «Як». Каждый механик ревниво оберегал «свою» машину, а пилоты говорили: «Она чувствует меня».

🤝 «Брошу тебя? Не посмею»

Завтра мне и машине в одну дуть дуду

В аварийном режиме у всех на виду,-

Ты мне нож напоследок не всаживай в шею!

Будет взлет - будет пища: придется вдвоем

Нам садиться, дружище, на аэродром -

Потому что я бросить тебя не посмею.

Высоцкий пишет о разговоре с машиной как с человеком. Лётчик обещает: «Я тебя не брошу». Это клятва — и себе, и своей «крылатой подруге».

📌 Реальная история с фронта: Под Кёнигсбергом в 1945 году лейтенант Артём Третьяков вёл горящий «Як-9». Он шептал в кабине:

— Ну давай, дружище, потерпи ещё чуть-чуть.

Штурвал трясло, огонь лизал крыло. Он посадил машину в поле, сам выбрался в копоти. Первое, что сказал механику: 
«Я же обещал, что её не брошу».

🎲 Игра с судьбой

Правда, шит я не лыком и чую чутьем

В однокрылом двуликом партнере моем

Игрока, что пока все намеренья прячет.

Но плевать я хотел на обузу примет:

У него есть предел - у меня его нет,-

Поглядим, кто из нас запоет - кто заплачет!

Каждый полёт — это игра. Машина словно прячет карты, судьба — шулер за столом. Но пилот отвечает вызовом: «У меня нет предела. Посмотрим, кто кого — я или смерть».

📌 Факт: Лётчики сравнивали вылет с карточной партией. «Сегодня у тебя туз, завтра — пустая рука. Но играть всё равно надо».

🛬 Радость посадки

Если будет полет этот прожит -

Нас обоих не спишут в запас.

Кто сказал, что машина не может

И не хочет работать на нас?!

Финал песни — ликование. Посадка была счастьем, чудом. Каждая удачная посадка значила: сегодня судьба оставила тебя в живых.

📌 Реальная история с фронта: В мае 1945 года под Берлином Пётр Самсонов посадил Ил-2 на одном крыле. Когда техники подбежали, он рассмеялся и сказал:

— Ну что, старая, мы снова обманули смерть.

Потом поцеловал борт. Механик вспоминал: 
«Он любил машину, как жену. И она отвечала ему тем же».

✨ Итог

«Мы взлетали, как утки» — песня о людях, которые сделали небо своим полем боя. Высоцкий показывает: лётчик и самолёт были единым организмом. Они страдали и побеждали вместе.

И потому память всегда будет двойной: о человеке и о его крылатом друге.

📖 Пост-эпилог

Фронтовые лётчики жили на грани. Утром они смеялись, как мальчишки, днём умирали, как герои, а вечером целовали свои машины, словно женщин. Они знали: завтра всё повторится.

Высоцкий сумел передать их правду — не парадную, а настоящую: с пробоинами в крыльях, с заклиненным штурвалом, с шутками на краю смерти.

❓А если бы вам пришлось каждый день играть в такую «партию с судьбой» — вы бы верили в машину или только в себя?

💬 Ответьте на вопрос в комментариях!

Ссылка на первоисточник
наверх