На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 363 подписчика

Свежие комментарии

  • Анатолий Анатольев
    БЛАГОПРИЯТНАЯ возможность избавиться от МИРОВОГО ЗЛА!!!!!!! Удачи странам МИРА!!!!Британцы решили н...
  • Лариса шумбасова
    На мой взгляд - унизительно отпустить живыми паскуд американских! Их надо бить, топить, жечь!!! Земля у них под ногам...Унизительное бегс...
  • Mustafa Пахомов
    Дай Бог! Уже давно пора уничтожить Тель-Авив!!!Россия готовится ...

Чем так сильно напугала старая советская подлодка американцев, что они на 25 лет отказались от разработки АПЛ нового поколения?

Вы когда-нибудь задумывались, почему у России есть стратегические атомные подводные лодки четвёртого поколения, в то время как ни США, ни Китай, ни одна другая страна не имеют таких АПЛ?

Например, в Китае и США заложили РПКСН 4-го поколения только в 2022 году и ожидают вступление в строй после 2031 года.

Как так получилось?

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) — это самый сложный и самый важный тип военной техники, от характеристик которого зависит эффективность ядерной триады.

РПКСН 4-го поколения 955 «Борей» проектировали с конца 1980-х годов, и за базовую конструкцию, отправную точку, была принята двухвальная атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ «Дельфин» с уменьшенной высотой ракетных пусковых шахт под перспективный ракетный комплекс «Барк».

Это можно заметить на самом раннем проекте «Борея», заложенного в 1996 году и спущенного на воду в 2008 году.

К-535 «Юрий Долгорукий» — головной корабль проекта 955 «Борей».

Но начиная с модернизированного проекта «955А», головной корабль К-549 «Князь Владимир» уже имеет скрытые ракетные шахты и при этом обладает всеми преимуществами своего предшественника, вселяя уважение и страх перед самым совершенным подводным ракетоносцем в мире.

К-549 «Князь Владимир» — головной корабль модернизированного проекта 955А «Борей».

И вот каким образом наши конструктора смогли воплотить то, о чем в США только мечтают, и почему американцы на десятилетия отложили разработку своего аналога «Борея», в сегодняшней статье.

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) отличались тем, что их ракетные шахты так или иначе выделялись из общих габаритов подводных лодок.

Например, ракетные шахты подводных лодок проекта 667БДРМ «Дельфин» второго поколения особенно выделяются на общем фоне. Эти лодки вооружены ракетным комплексом Р-29РМ, а впоследствии были перевооружены ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер».

Подводные лодки проекта 667БДРМ «Дельфин» относятся ко 2-му поколению РПКСН.

Конечно, тут можно привести в пример американские стратегические ракетоносцы типа «Огайо», мол, вот у них эти шахты не торчат.

Подводная лодки типа «Огайо»

Но на самом деле еще как торчат, просто американцы шли концепции максимальной скрытности и просто дополнительно закрыли выступающие ракетные шахты, что хорошо видно на фотографиях под другим ракурсом, а вот тут виден сам дополнительный корпус-обтекатель.

Подводная лодки типа «Огайо»
Подводная лодка типа «Вэнгард», Британия.
Новейшая китайская РПКСН проекта 094 «Цзинь»
  • К слову, этим отличается французский проект РПКСН третьего поколения «Триумфан», который заменил стареющие лодки типа «Редутабль». Проектирование французских ПЛАРБ третьего поколения началось в 1982 году. Аналогом для них стала американская подводная лодка «Огайо». К моменту начала проектирования «Триумфана» уже были спущены на воду четыре лодки этого проекта.
Сами французы называют «Триумфан» вторым поколением подводных лодок. Они отсчитывают его от подлодок типа «Редутабль» — первых стратегических подводных лодок, которые были разработаны и построены во Франции с 1969 по 1982 год.

Французы создали свою версию «Огайо», которая, по некоторым данным, даже превосходит оригинал. Они использовали однокорпусную конструкцию с хорошо обтекаемым корпусом и ракетным отсеком.

«Триумфан» и «Огайо» имеют похожую однокорпусную конструкцию — многие эксперты называют её полуторной. Такая конструкция характерна для подводных лодок западных стран. Она позволяет уменьшить габариты лодки, делая её более скрытной и обтекаемой.

Класс «Триумфан». Всего было построено 4 лодки, последняя была введена в строй в 2010 году.

Однако страдает глубина погружения. «Огайо», несмотря на то, что пишут в Википедии, никакой рабочей глубины в 365 метров не имеет, её тестировали на предельную глубину в 300 метров.

Хотя вот в английской «Википедии» пишут более правильно: 240 метров +.
  • Те же «Дельфин» и «Борей» имеют рабочую глубину погружения, на которой ведут службу, в 400 метров, предельную — 650 метров.
Новейший «Триумфан» был испытан на предельную глубину погружения в 400 метров и имеет рабочую глубину в 300 метров.

Советские подводные лодки уступали в скрытности западным, американским, английским и даже французским аналогам, но превосходили их в маневренности, скорости хода и глубине погружения.

Еще одним неоспоримым плюсом того же «Дельфина» с его ярко выраженными шахтами, неприкрытыми обтекателями, является возможность одновременного залпа всеми ракетами.

Одновременный залп — условный, так как ракеты запускались с периодичностью в 14 секунд до полного израсходования боекомплекта.

Американцы в принципе в это не верили, так как им удавалось запустить «одновременно» только 4 ракеты «Трайдент-2» с АПЛ «Огайо», так как после каждого запуска лодка начинала кривиться, а после четвертого запуска подряд и интервалом в 1 минуту компьютер давал отказ из-за слишком большого заваливания лодки на бок.

  • Так и по сей день американцам принадлежит третье место по этому показателю — одновременный запуск 4 ракет. Второй результат — за советской К-140 проекта 667А «Навага», которая в декабре 1969 года совершила запуск ракет двумя сериями по четыре ракеты с интервалом в 20 секунд (всего было запущено 8 ракет).

В 1991 году К-407 «Новомосковск» разрядил весь комплект ракет (16 шт. Р-29РМ) за три с половиной минуты, чем ввергнул весь мир в состояние шока (операция «Бегемот-2»).

К-407 «Новомосковск»

В США, впечатлившись и признав, что «жизнь их к такому не готовила», приостановили разработку РПКСН нового поколения на замену «Огайо» и начали переосмысливать концепцию, ибо «устаревшая» советская подлодка превосходила новейшую, свеженарисованную на бумаге, американскую АПЛ по самому важнейшему параметру — возможностью безопасного залпового пуска всего боекомплекта.

И при этом «Новомосковск» произвел залп из подводного положения, что только еще больше огорчало американцев.

Как показывают рассекреченные источники (в основном американские), АПЛ типа «Огайо» и «Лос-Анджелес» при полном ходе в Баренцевом море обнаруживают АПЛ «Дельфин» на дистанции до 28 км. В обычных условиях, в штиль и при движении «Дельфина» со скоростью до 8 узлов обнаруживается на дальностях не более 10 км.

Да, да, не за 1000 км, и даже не за 100 км, как думают некоторые «эксперты», а за 10 км!

К слову, какой смысл в большей скрытности и дальности обнаружения подлодки, когда она может разрядить весь боезапас меньше чем за 4 минуты? Правильно, это бессмысленно.

Потому продолжение работ над новым поколением РПКСН возобновили только в 2015 году, а в 2018 году компания General Dynamics получила контракт на 481 миллион долларов, предполагающий продолжение работ над перспективной субмариной класса «Колумбия».

К слову, до сих пор американцы, несмотря на всю их техническую и экономическую мощь, не построили ни одной РПКСН 4-го поколения. Первая их лодка 4-го поколения была заложена только в 2022 году и, как запланировано, войдет в строй после 2031 года.

Рекламный буклет General Dynamics о разработке перспективной субмарины класса «Колумбия».

Вы справедливо спросите, а почему так долго? Дело в том, что современные американские технологии, которые, к слову, считаются в мире самыми передовыми в кораблестроении, сталкиваются с фундаментальными препятствиями, которые тяжело решить.

Как это удалось советским конструкторам — это отдельная большая история, но американцам на решения этих проблем понадобились десятилетия. Например, в 2017 году Счетная палата США после тщательной проверки выявила нереалистичные технические решения, которые либо частично, либо полностью были не готовы. То есть фактически строить АПЛ планировали на основе технологий, разработка которых не была завершена и не факт, что будет.

Выдержка из документа Счетной палаты США.

Они так и написали, что военно-морской флот недооценил технологические риски программы в 2015 году, и в ходе новой оценки технологической готовности (TRA) эти технологии не были определены как критически важные. Однако в новом отчете разработка этих технологий является ключевым фактором к соблюдению требований к затратам, срокам и производительности.

  • В частности, выявлены проблемы с разработкой нового ядерного реактора, систем движителя и, главное, отсека для ракетного вооружения.
Неужели новейший подводный американский ракетоносец так и не сможет произвести залп всеми ракетами?

Но американцам не привыкать, их новые «повелители океанов», например, новый авианосец «Джеральд Форд», был спущен на воду без многих заложенных в него технологий, включая, внимание, без РЛС. И только за год до вступления в строй (2017 год) его оснастили всеми системами.

По этой же традиции идут и новейшие эскадренные миноносцы типа «Замволт» (проект DDG-1000), которые по планам должны были быть оснащены рельсовыми пушками, это было прописано в техническом задании к силовой установке корабля. Первый «DDG-1000» был спущен на воду в октябре 2013-го и тоже без многих заложенных в него технологий.

Разумеется, никакого рельсотрона он не получил, ибо этот проект закрыли после 16 лет разработки (в 2021 году финансирование проекта рельсотрона было прекращено). Вместо ядерной силовой установки применён дизель-газотурбинный двигатель.

Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания по концепции скрытности малосовместим с технологией «СТЕЛС», применяемой в проекте «DDG-1000». Потому изначально крейсера проекта CG(X), известная как «Программа по созданию крейсера следующего поколения», проектировались с ядерной энергетической установкой и предназначались для замены крейсеров типа «Тикондерога».

На известные всему миру проблемы ржавчины на корпусе нового корабля и отвала стелс-панелей обращать не будем, как и на многочисленные отказы электроники, двигателей и силовой установки (например, корабль попросту вышел из строя во время прохождения Панамского канала). Обратим внимание на столб раскаленных выхлопных газов, вырывающихся из рубки корабля.

СТЕЛС-технология «Замволта»...
  • Немудрено, что Пентагон отменил проект, заказав только 3 корабля вместо ранее запланированных 32 шт.

Россия же, несмотря на куда более скромные финансовые возможности, спроектировала и построила серию стратегических атомных подводных лодок 4-го поколения — 955 «Борей».

На сегодня это единственные стратегические ракетоносцы нового поколения, и построено уже 8 кораблей, 7 из которых в составе флота, один проходит испытания, ещё 2 строятся, и две АПЛ поколения 4+, проекта 955АМ «Борей», готовятся к закладке.

955АМ «Борей»

И вот что самое важное, то, почему появление "Бореев" вообще стало возможным. Ведь его аналоги только сегодня начинают закладывать западные страны.

Так Великобритания заложила свой проект РПКСН 4-го поколения «Дредноут» в 2016 году, и по сей день лодка не спущена. Правда, новая подлодка будет вооружена уже морально устаревшими ракетами «Трайдент II» (D5), у которой нет систем преодоления ПРО, нет малого активного разгонного участка, и её боеголовки не могут маневрировать, только корректироваться.

  • Примечательно, что американцы для своего проекта «Колумбия» разрабатывают новую модификацию «Трайдент II (D6)».

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх