Масштабный конфликт на Украине и растущая напряжённость на Ближнем Востоке породили множество "открытий" относительно способности западных стран участвовать в полномасштабных конвенциональных конфликтах.
Страны Европы с изумлением обнаружили, что не могут собрать значимое количество пригодной к боевому использованию бронетехники, не говоря уже о способности быстро комплектовать подразделения личным составом.
В ещё более тяжёлом положении оказался европейский ВПК, для которого изготовление миллиона 155-миллиметровых снарядов Украине стало непосильной задачей. История со снарядами породила новое "невероятное открытие": выяснилось, что американская военная промышленность уже много лет не производит используемую в снарядах и бомбах классическую взрывчатку - тринитротолуол (тротил, ТНТ).
Уверенность Пентагона, что артиллерийские войны остались в прошлом, привела к тому, что массовое производство тротила в США оказалось невыгодным, в связи с чем попросту прекращено.
Украинский конфликт, вызванный им мировой снарядный голод и всё более отчётливые перспективы войны с Китаем заставили американских военнослужащих ужаснуться своей недальновидностью и попытаться "отыграть назад".
Назад, к пушкам
Соединённые Штаты намерены снова начать производить тротил дома. Пентагон планирует построить мощности по производству взрывчатого вещества, которое долгое время был вынужден закупать за рубежом.
При этом США не производили ТНТ на своей территории десятилетиями. Сегодня осознание данного факта заставляет кусать локти американское военное руководство. Оказавшись в зависимости от стратегически важного импорта, в Пентагоне осознали, что, несмотря на сверхточные ракеты и истребители-невидимки, в один прекрасный момент армия страны может оказаться без банальных снарядов. В условиях нарастающей напряжённости в Азиатско-Тихоокеанском регионе это может послужить причиной поражения в потенциальном конфликте, с колоссальными геостратегическими последствиями для США.
Поэтому производство взрывчатки, знакомой миру ещё со времён Первой мировой войны, возвращается в Америку. На днях Пентагон объявил, что заключил контракт с REPKON USA-Defense LLC на 435 миллионов долларов на проектирование, строительство и запуск завода по производству ТНТ в Кентукки.
Время упущено
Поможет ли это американским военнослужащим стать импортонезависимыми в обозримой перспективе, большой вопрос. По данным Пентагона, новый объект будет введён в эксплуатацию только в 2028 году. Чтобы предприятие смогло пополнить истощённые запасы взрывчатки, понадобится ещё не менее пары лет.
Это значит, что на протяжении нескольких ближайших лет Соединённым Штатам придётся по-прежнему импортировать начинку для снарядов и бомб. При этом обычно в условии крупных конфликтов цепочки поставок становятся наиболее уязвимым местом.
В этой ситуации возможность производить тротил внутри страны обеспечивает стабильные и надёжные поставки критически важного компонента.
"Это снижает зависимость от иностранных источников и риски сбоев в цепочке поставок. Благодаря стабильным поставкам тротила армия может поддерживать и масштабировать производство боеприпасов по мере необходимости", - заявил в интервью Business Insider глава Исполнительного управления объединённой программы армии США по вооружениям и боеприпасам генерал-майор Джон Т. Рейм.
Бог войны и в XXI веке - бог
Опыт боевых действий на Украине показывает, что для успешного участия в крупном конфликте Соединённым Штатам предстоит значительно увеличить производство боеприпасов. Представления о войне XXI века как об обмене высокоточными ударами сверхтехнологичным оружием рассыпались в пыль на полях Украины.
Несмотря на звёздный час беспилотной техники, как и столетия назад, исход крупной континентальной кампании по-прежнему определяют пехота и артиллерия.
Судя по последним решениям американского военного руководства, это поняли и в Пентагоне, где полным ходом идёт подготовка к вероятному конфликту с Китаем. Американская армия уже переосмысливает, сколько боеприпасов ей действительно нужно и насколько масштабными должны быть запасы, особенно в случае затяжного военного противостояния.
На данный момент американские военнослужащие в один голос констатируют, что в случае вступления США в масштабную войну с сопоставимым по силе противником имеющихся запасов вооружений и классических боеприпасов может просто не хватить. При этом промышленность Соединённых Штатов не имеет возможности быстро нарастить производство необходимых компонентов без строительства с нуля новых заводов.
"Количество ракет и других систем, которые потребуются для ведения высокотехнологичного конфликта, намного больше, чем планировалось. Нам не хватает промышленной базы для быстрого расширения. Поэтому очень важно начать быстро решать эти проблемы", - считает капитан надводных сил ВМС США в отставке Брэдли Мартин.
Каждый сам за себя
Соединённые Штаты передали Украине более трёх миллионов 155-миллиметровых снарядов. Это побудило Пентагон озаботиться увеличением производства данных боеприпасов. До начала украинского конфликта США производили в месяц около 14 000 снарядов. К сегодняшнему дню, по заявлениям американских чиновников, эта цифра уже достигает 100 000. Нетрудно подсчитать, что даже при таком производстве на грани возможностей, чтобы произвести пресловутый миллион снарядов, американскому ВПК понадобится не меньше десяти месяцев.
Но здесь проблема кроется не только в сроках. Увеличение производства 155-миллиметровых снарядов требует значительно большего количества тротила для их наполнения. США не производят тротил у себя в стране с 1986 года, вместо этого полагаясь на Южную Корею и Польшу.
Украинский конфликт привёл к тому, что Варшава была вынуждена переосмыслить отношение как к характеру потенциальной современной войны, так и к собственной безопасности. Это может означать, что ждать увеличения поставок взрывчатки из Польши нет оснований. Более того, эти поставки могут вообще сократиться.
Активизация "корейского вопроса" свидетельствует, что озаботиться собственной безопасностью в кратчайшее время может и Сеул, со всеми вытекающими последствиями для американского ВПК.
Единственной надеждой Пентагона в этой ситуации становится скорейшее наращивание необходимого производства в США. А это не так просто, как кажется на первый взгляд. Новый завод в Кентукки заработает лишь через три с лишним года, а для его выхода на проектную мощность потребуется некоторое время.
Что будет происходить в мире к тому времени, хватит ли США одного завода и какими на тот период будут способы ведения войны, неизвестно.
Свежие комментарии