ДРЕВНИЙ КАВКАЗ
Продолжается история с спором, который возник между российской железнодорожной компанией и немецким поставщиком оборудования и как бы не пытались в Siemens оправдаться, что они не могут отдать вагоны или присвоенные российские деньги - это не повлияло на российское судебное решение.
Суть проблемы проста: в немецкой компании оформили договор с РЖД на поставку оборудования и в дополнительном соглашении были прописаны условия последующего технического обслуживания, да вот только в Siemens решили просто присвоить финансовые средства и выполнять условия договора отказались.
Надежда была на то, что в России поймут, простят и согласятся с тем, что немецкая фирма просто отберёт российские деньги, чтобы не омрачать торгово-экономические отношения, но такая тактика оказалось проигрышной. В России почему-то не захотели учитывать чужие "интересы" и отказались дарить денежные средства и это вызвало удивление в Германии.
В середине 2019 года РЖД заключили договор с "Siemens Mobility", по которому немецкая фирма обязалась поставить 13 высоскоростных составов "Сапсан" по 10 вагонов каждый, им было выплачено 513,5 миллионов евро. Доп.соглашение предусматривало обслуживание в течении 30-ти лет и за это РЖД должны были заплатить Siemens ещё 583,1 миллиона евро.
Однако в один прекрасный момент в немецкой компании заявили, что не могут выполнить условия договора по политическим причинам, а деньги не станут возвращать, чтобы не подвергать свою репутацию рискам внутри Германии.
Конечно подобное отношение Siemens Mobility к договорным обязательствам вызвало непонимание, они взяли деньги, не выполнили контракт и говорят, что не имеют права возращать финансовые средства. Кому такое понравится? Составы должны быть поставлены в Россию с сентября 2022 года по июль 2023 года, но в ответ РЖД получил от немецкой компании лишь письмо с сожалением, что вагонов и денег нет, но Вы держитесь.
Мало того, в Siemens потребовали, чтобы спор с РЖД рассматривался иностранным арбитражным судом, чтобы была возможность повлиять на его решение и оставить российскую компанию без вагонов и без денег, договор оформлялся в немецкой юрисдикции.
Конечно такая наглость не осталась незамеченной, Верховный суд РФ спустил Siemens на землю и поставил на место, обязав выполнить договор без всяких оговорок. Иностранное право внутри России уже не работает и немецкую компанию заставили выполнить все свои обязательства.
А чтобы в Siemens не думали, что им сойдёт с рук нарушение договора, им присудили выплачивать 6,078 миллионов рублей в сутки за неустойку каждый день просрочки выполнения российского судебного решения до тех пор, пока они не привезут продукцию и оборудование, за которое им заплатили. "Счётчик" пошёл.
В немецкой компании хотели просто обмануть РЖД и Верховный суд, ведь в европейском законодательстве санкционные ограничения не распространяются на уже оформленные договоры и контракты, поэтому в Siemens не имели права самовольно расторгать договор с РЖД в ноябре 2022 года, прикрываясь пустой болтовнёй про "невозможность выполнить обязательства".
"Счетчик" на 6 миллионов в сутки уже включился, но единственное что меня немножко расстроило, так это то, что в РЖД требовали 29,5 миллионов рублей в сутки (в том числе 23,5 миллиона за недополученную прибыль), а разрешили "счетчик" всего на 6 миллионов в день, но это по той причине, что договор оформлялся в немецкой юрисдикции и добиться оплаты по формулировке "за недополученную прибыль" (так называемый "астрент") - просто невозможно, эта позиция действительно регулируется немецким правом, а платить 6 миллионов в сутки Siemens будет за "неустойку".
Тем не менее я уверен, что на законодательном уровне будут внесены поправки, которые всё-таки позволят получить от иностранных фирм компенсацию за упущенную выгоду, даже если договор регулируется зарубежным правом. РЖД похоже будут не единственной компанией, которая окажется в подобной ситуации, поэтому для защиты российских интересов такой закон обязательно нужно доработать.
Таком образом в России уже заставили Siemens платить посуточно в пользу РЖД, думаю впереди будут новые решения и в случае необходимости, имущество немецкой компании будет арестовано в рамках обеспечительных мер. Но пока в России надеются, что заказ на 13 десятивагонных составов "Сапсан" будет выполнен, немецкой компании дали последний шанс.
Как Вы думаете, воспользуются ли в "Siemens Mobility" этим шансом сохранить к себе доверие хотя бы в данной ситуации?
А В бы тоже хотели, чтобы в пользу РЖД была взыскана сумма за утерянную выгоду в полном объёме?
Свежие комментарии