В мире, где человеку навязываются регламентированные свободы, человеческая воля превращается в отмирающий атавизм. Суть в том, что человека нельзя сделать свободным, он по определению рождается свободным, причём абсолютно свободным. До того, как он начинает осознавать свою жизнь и своё место в жизни – это открытый проект, способный реализовать всё, что в нём заложено, достичь любой высоты и любого дна, быть свободным или рабом и занять место в любой точке на ломаной линии добро-зло. Здесь крайне важна точка отсчёта – «до того, как он начинает осознавать», после которой объективное восприятие мира ребёнком достаточно быстро превращается в субъективный процесс принудительных интерпретаций наблюдаемых процессов.
То есть, человек волен, но так ли уж свободно, как многим кажется? Ведь с момента его рождения начинается процесс воспитания и образования, по сути означающие, что человеку обществом устанавливаются рамки: хорошо/плохо, правильно/неправильно, можно/нельзя, за/против. И получается, что воля конкретного человека зажата, обложена со всех сторон «красными флажками», за которыми находится поле действия не его воли, а чьей-то другой воли, ведь если есть поле, значит туда может зайти кто-то другой, и оно обязательно станет местом действия и чьей-то чужой воли.
Делать выбор внутри коридора, ограниченного флажками, не сложно. В этом нет свободы, в этом есть её противоположность – если не рабство, то точно иллюзия свободы в рабстве, или, если хотите, рабство в свободе (или наоборот).
Вершиной осмысления рабства в свободе стал Ф.М.Достоевский, заглянувший на самое дно этой дьявольской ипостаси. Спорить с ним можно, но бессмысленно, можно только осмысливать, осмысливать и ещё раз осмысливать. Однако Достоевский требует расшифровки, иначе человеческая изворотливость костюм рабства тут же стремится надеть на другого: «как точно Достоевский описал несвободу моего соседа, ведь я то свободен абсолютно».
А между тем, большинство бегут по жизни в своём коридоре, даже не осознавая этот факт своей рабской жизни. Выход за рамки коридора доступен не многим, в первую очередь тем, кто вообще осознаёт наличие этих рамок: ведь осознание – это уже путь к переосмыслению. После этого только и возможны свободные поступки, которые сродни искусству, так как за рамками действует чужая свобода, о которой всегда необходимо помнить, думать и постоянно работать разумом и всеми прочими инструментами, которыми одарил человека Создатель. В противном случае – это не свобода, а анархия.
И тут мы приближаемся к самой главной аллюзии человечества, которую я уже обозначил выше: человека нельзя сделать свободным. Повторю: человек свободен по определению и по праву рождения. Бесчисленные акты, закрепляющие его права и свободы, начиная с «Великой хартии вольностей 1215 г.», отмены крепостного права в России в 1861 г., указа об отмене рабства на территории США в 1862 г., «Международного билля о правах человека» ООН и заканчивая множеством конституций – это, на поверку, путь закрепощения человека путём принудительного расширения коридора его прав и свобод, то есть, по сути, регламентированное расширение коридора. Регламентированный широкий коридор – это поле с бесконечным количеством процедур, безукоризненное следование которым назвать свободой можно с большой натяжкой. За регламентами и процедурами уже невозможно увидеть красные флажки, осознать их наличие, выйти за них и проявить свою индивидуальность в истинной свободе.
При этом, широкий регламентированный коридор – это, одновременно, соблазн выйти за рамки, за которыми непременно ждут люди в форме, а ещё хуже, когда люди в штатском.
Впрочем, не плохо и не хорошо, в конце концов, государство не обязано строить рай, его задача не допустить ада. Так ведь? А что будет, если люди в форме (и в штатском тоже) вдруг оказываются такими же людьми, у которых те же соблазны и желание выйти за рамки, ведь они не рабы и тоже право имеют? Правильно: будет ад, тот самый, хотя иногда и в красивой упаковке.
Таким образом, с одной стороны, получаем механизм абсолютного и добровольного закрепощения человека в современном мире, с другой стороны, вытаскиваем на свет божий всё самое тёмное, что только есть в человеке, когда ранее запретные темы озвучиваются, детально описываются, регламентируются и постепенно легализуются. При этом, как правило, началом процесса легализации иногда является обычное, внешне невинное, обсуждение с выявлением различных точек зрения (окно Овертона), например, на различных ток-шоу, активизируя общественный резонанс, что ведёт к объективации греха и начала его широкой поступи по девственным просторам цивилизации. В результате, различные монстры всех мастей обретают вдруг практически абсолютные права, являясь неизбежным продуктом иллюзии свободы.
Так возникает новая объективная реальность, лишая человека субъектности, подавляя его волю к сопротивлению и рассматривая его в качестве объекта своего тотального воздействия. И такие явления-реальности в последнее время врываются в жизнь одна за другой, только успевай осознавать.
А ведь было время, когда новые явления появлялись неспешно и изредка, входя в жизнь постепенно, приучали людей к своему наличию и очень постепенно теснили традиции и жёсткие установки. Иногда получалось, иногда нет, тогда они исчезали на время, чтобы вновь появиться в нужном месте. Как, например, совершенно аналогичным образом, довольно в длительном историческом промежутке, действует такая объективная реальность, как рыночная экономика. Сначала с переменным успехом, то наступая, то отступая, а затем, сбросив маску, захватывая всю планету.
Схема воздействия рынка сегодня чрезвычайно эффективна, потому что проста:
- Основа роста рыночной экономики – постоянно растущий спрос.
- Постоянно растущий спрос может обеспечиваться только постоянным ростом доходов населения.
- Постоянство роста доходов населения неизбежно упирается в некий «потолок», преодолеваемый наращиванием объёмов кредитования: разветвлённое ипотечное, потребительское и другие формы кредитования.
Так, пройдя по кругу, процесс замыкается сам на себя, в результате чего у больших масс людей формируется крайне необходимая рынку потребительская психология. Для поддержания непрерывности процесса на службе у него стоят глобальные международные корпорации, использующие десятилетиями отработанные инструменты:
- рекламный бизнес, названный его основоположником «самым большим недоразумением человечества» (Эдвард Бернейс, по совместительству – племянник Зигмунда Фрейда);
- многоступенчатое бизнес-образование и его высшая форма MBA, предназначенные для приобщения к «универсальным ценностям»;
- разветвлённая система бизнес-тренингов, превратившихся в банальных инфоцыган.
В результате, приняв рыночную парадигму развития, многогранная человеческая индивидуальность подверглась беспрецедентному насилию, направленному на формирование лишь одной главной функции – потребления и жажды наживы любой ценой, ведь в уставе любого предприятия чёрным по белому написано: прибыль, прибыль и только прибыль. В противном случае, вновь придут люди в форме, а ещё хуже, если в штатском.
Кстати, даже благие дела стало принято сопровождать шумной рекламной кампанией, направленной в конечном итоге на косвенное извлечение дивидендов, что противоречит самой сути понятия «благотворительность». В итоге, произошла окончательная подмена естественного стремления человека к свободе от рабства бесконечной погоней за выгодой, загоняя его в клетку рабства от свободы.
И последнее: свобода, также, как и несвобода, бывают физическими и ментальными. Идеальный вариант – это свобода тела и духа. К этому надо стремиться, но в любом случае – ментальная свобода гораздо выше и ценнее. Стремление же исключительно к физической свободе в ущерб свободе духа, во все времена именовалось сделкой с Дьяволом.
P.S.
Если кто-то подумал, что текст о тотальной несвободе в России, то он также тотально ошибся. Сказанное сегодня вообще не зависит от границ и географических координат. Это всего лишь попытка понять, куда мы, человечество, идём и где свет в конце тоннеля. Как вариант – идём в будущее, а свет в прошлом. В том смысле, что только у России накоплен самый большой и успешный опыт построения альтернативных систем. А это значит, что есть уникальная возможность взять из своей тысячелетней истории всё самое лучшее, отбросить худшее, добавить новое и пойти уверенно вперёд, в то самое светлое будущее. А будущее обязательно будет, также, как и наша Победа.
С Новым Годом!
Свежие комментарии