На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 490 подписчиков

Свежие комментарии

  • Evgeni Velesik
    Масквари жирные просрали власть, пожинают плоды своей трусости!"ЛИМИТА" - или со...
  • владимир разумовский
    а нахрен он нужен энергия уйдет в ЕС а нам херЧеловечество внов...
  • александр шаронов
    Мишустин СТАНКИН заканчивал.Возрождение росси...

Злосчастный Панамский канал.

Ради строительства этого канала погибли десятки тысяч людей, был произведен государственный переворот и искусственно создано новое государство.

Избранный президент США Дональд Трамп требует от Панамы передать канал под контроль США, аргументируя это тем, что при строительстве Панамского канала погибло 38 тысяч американцев (?).

Трамп недоволен высокими, по его мнению, расценками, которые платят американские судовладельцы за проход по каналу их грузовых судов.

Страдает так же, по мнению Трампа, и национальная безопасность Америки, ведь ВМФ Штатов тоже вынужден платить панамцам за проход военных кораблей. Трамп считает это не справедливым, а панамцев упрекает в неблагодарности. Как это было на самом деле?

История Панамского канала насчитывает сотни лет: от идеи до воплощения. Ещё в 1534 году испанский король Карл I (он же Карл V) дал указание провести изыскания для строительства в самом узком месте Панамского перешейка канала между Атлантическим и Тихим океанами.

Испанского короля привлекала идея соединить два океана водным путём — так было легче доставлять золото инков с побережья Тихого океана на побережье Атлантического, откуда его отправляли бы далее в Испанию. Но борьба с Францией, Османами и местными протестантами, становление испанской власти в колониях отвлекали немало финансов королевской казны, и дальше идеи тогда дело не пошло.

К этой идее возвращались, но более набожный король Испании Филипп II отринул сей привлекательный замысел по религиозным мотивам, поскольку "человеку не следует соединять разъединенное Богом" (да, и денег лишних у короля не было).

В конце XVIII века некто Алессандро Маласпина создал проект будущего канала, а его команда даже провела изыскание в местах предполагаемых работ. Но энтузиасты не нашли финансирования и эта идея снова заглохла.

Но идея Панамского канала витала в воздухе и крепла вместе со становлением европейского капитализма. Страны экономически развивались и им требовалось сокращение издержек для перевозки грузов в США и обратно.

В конце XIX века Париж охватила "колумбийская лихорадка". Сотни тысяч французов надеялись сказочно разбогатеть на строительстве канала между Атлантическим и Тихим океанами. Идею продвигал популярный в парижских кругах Фердинанд де Лессепс (ранее он успешно построил Суэцкий канал). И французы понесли свои деньги в созданное акционерное общество (1879 г.), надеясь разбогатеть на росте курса акций.

В те времена никакого государства Панама в Латинской Америке ещё не было, а была колумбийская провинция Панама. Колумбия была не против строительства, наоборот, её привлекала идея стимулирования местной экономики.

В то время республика Колумбия влачила жалкое существование, раздираемая гражданскими войнами, и финансовые вливания в её экономику не помешали бы.

Более 800 тысяч французов приобрели ценные бумаги этого акционерного общества. Организаторы надеялись собрать 658 млн. франков (столько они запланировали на стоимость работ), собрали же 1,5 млрд.

И строительные работы начались с великим энтузиазмом. Множество французов поехали строить этот канал.

Но со временем выяснилось, что рыть канал в тропической сельве, это не то, что в пустынях Африки и Ближнего Востока.

Строителей косили малярия и желтая лихорадка, которой сначала заражались белые, а затем заражали основную рабочую массу — местных индейцев.

К 1889 году на этой стройке скончалось не менее 20 тысяч человек. А деньги акционеров тем временем транжирились на подкуп чиновников и депутатов, хвалебные статьи в газетах.

Вскоре выяснилось, что деньги закончились и оплачивать труд рабочих, собственно, нечем. Разразился грандиозный скандал. Лессепс и Александр Гюстав Эйфель (знаменитый создатель Эйфелевой башни) были обвинены в крупномасштабном мошенничестве, бездарном управлении компанией и неправильном расходовании средств и приговорены к различным срокам тюремного заключения и штрафам. Фердинанд Лессепс не пережил стресса и скончался. Акционерное общество по строительству межокеанского канала разорилось, а все работы были заброшены.

В начале XX века идеей достройки канала заинтересовались уже американцы. Ведь Штаты упускали огромную прибыль, что сулила достройка той длинной канавы, которую оставили после себя французы. Для этого всего лишь нужно было заручиться поддержкой Колумбии и выкупить у французов объекты инфраструктуры и оборудование на территории шириной по 5 миль по обе стороны канала, а так же Панамскую железную дорогу протяженностью в 76 км.

Ранее американцы планировали прорыть канал по территории Никарагуа и даже подвели туда железную дорогу, но подсчитав издержки, осознали, что достроить Колумбийский канал — намного выгоднее.

Получив одобрение французов, в 1903 году правительство США предложило Колумбии сделку — 10 миллионов долларов сразу и ещё 2,3 млн долларов в течении 9 лет за право перепродажи земель и разрешения на строительство этого канала. Президент Колумбии согласился, но землю продавать отказался, а собирался отдать её в аренду на 100 лет на тех же условиях.

Но колумбийский парламент отказался ратифицировать этот договор. Дело в том, что в 1904 году истекали права на собственность французов и она была должна достаться колумбийцам бесплатно, а это около 40 миллионов долларов. Колумбия решила сделать хитрый финт ушами и найти других инвесторов, а канал колумбийцы собирались достроить сами.

И тут совпали два стремления: Франция не желала терять свои деньги, а США не хотели упускать стратегические возможности из-за упёртых колумбийцев. Выход был найден — сепаратисты провинции Панама должны совершить переворот на деньги Парижа и Вашингтона и отделиться от Колумбии.

Франция и США проспонсировали местных революционеров, недовольных политикой центра. Среди них выделялся некто Филипп Жан Бюно-Варилья, раньше он работал инженером на строительстве канала и мечтал его достроить. Его и назначили главарем, он устраивал обе заинтересованные стороны.

Мятежникам передали деньги, оружие, в октябре 1903 года Бюно-Варилья телеграфировал в Вашингтон, что всё готово. Тогда президент США Теодор Рузвельт приказал флотилии ВМФ США двинуться к побережью Панамы.

3 ноября 1904 года в панамской провинции началось восстание, а 7 кораблей ВМФ США высадили на территорию Панамы десант морской пехоты. На следующий день Панама объявила о своей независимости, а 6 ноября это государство признали Соединённые Штаты. Штаты объявили, что берут под свою защиту новую республику и не потерпят на этой территории колумбийских и прочих войск.

Договор о строительстве канала между Панамой и США был подписан 18 ноября 1904 года. В результате Соединенные Штаты получали в вечное владение "зону земли (и земли под водой) для сооружения, поддержания, эксплуатации, установления санитарного порядка и защиты упомянутого канала".

Прежде чем начинать строительство, предусмотрительные американцы выяснили, что жёлтая лихорадка и малярия передаются через укус комара. И решили сначала уничтожить места размножения насекомых — все болота по пути канала.

Первый отряд, количеством в 1500 человек, вырубал и сжигал кустарники и деревья, траву, осушил 80 гектар болот, вырыл 76 километров водоотводных канав, восстановил 600 км. старых рвов, разбрызгал 150 тысяч галлонов (570 тыс. литров) масел, уничтожающих комариные личинки в очагах размножения.

Первопроходцам удалось значительно снизить распространение в этих местах тропических болезней. Тем не менее, во время строительства канала, от разных причин, погибло около 5.600 американских граждан (а погибших рабочих индейцев и латинцев никто и не считал).

В строительство американцы вложили более 400 млн. долларов. Несмотря на то, что болезни всё равно не щадили и американских рабочих, но Штаты оказались более упёртыми, чем французы.

15 августа 1914 года по новому каналу проследовал первый океанский пароход. Но в октябре 1914 года большой оползень завалил значительную часть русла, работы пришлось начинать с нуля на этом участке и дополнительно укреплять его бетоном.

Официально же Панамский канал был открыт 12 июня 1920 года.

Панамский канал расширялся и укреплялся многие годы, владели им американцы. Но в сентябре 1977 года в Вашингтоне президент Панамы Торрихос и президент США Картер подписали договор о передаче панамскому правительству контроля над каналом с 2000-го года. 23 октября 1977 года соглашение было ратифицировано парламентом Панамы, а 18 апреля 1978 года — сенатом США.

Панамский канал контролировался США вплоть до 31 декабря 1999 года (а все военные операции американских военных в этом регионе защищали "национальную безопасность США"), после чего был передан правительству Панамы.

Но, похоже, скоро Америка потребует Панамский канал обратно. Заодно Трамп заявил о намерениях присоединить к США Канаду, Мексику, Гренландию. Планов и фантазий громадье, но хватит ли воли и сил...

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх