Иногда я смотрю на то что делают люди и то что делаю я сам, и прихожу к архетипической трансцендентальной дилемме или скорее апории: совершенно невозможно понять и представить себе бесконечное терпение и принятие Богом нашего людского несовершенства. То есть мы, отдельные люди и целые сообщества, можем принимать, удерживаться от осуждения или просто терпеть очень многое, но всегда этому терпению есть некий предел, за которым даже самый кроткий, самый незлобивый человек возопит "доколе" и "да как вообще того, кто делает такое, земля то носит?
". Иногда, в исключительных случаях, люди осознают подобное несовершенство за собой и возносят этот вопль на свой собственный счет.Момент такого вопля в христианстве носит название "покаяние", впрочем настоящее христианское покаяние - это путь длинною в жизнь, так как слишком часто, покаявшийся пять минут назад грешник, быстренько приходит обратно в свое обычное "нормальное" состояние и продолжает вести себя как обычно, то есть продолжает делать то, что делал. Поэтому вспоминать о своем несовершенстве верующим рекомендуется почаще, желательно дважды в день: утром, для настройки на то, чтобы избегать обычных ошибок, и вечером, вспоминая как все удачи, так и все нравственные ухабы и грабли, которые обойти не удалось, чтобы осмыслить этот опыт и сделать выводы - что мне сегодня помешало стать лучше, чем я был вчера и хотел стать сегодня с утра.
Проблема нашего несовершенства имеет два измерения. Бесконечное - это наше личное требование к самим себе, если мы надеемся на обретение благого вечного посмертия для нашего духа, нашей души, то есть нашего сознания, нашей индивидуальной личности. И это личное дело, в котором каждый находится на своем собственном пути, на котором судьи ему - только он сам и Тот, кому он верит. Даже если есть некий духовный водитель - духовник или гуру, он лишь посредник в этом деле для Высшей силы. Чтобы понять что этот так, достаточно подумать - стал бы верить какому-то пусть трижды духовному учителю его послушник, если бы был при этом уверен что тот не имеет никакого отношения ко всеобщему благому Духу как таковому, что он просто человек, такой же как он сам, способный заблуждать и ошибаться, а возможно и обольщаться страстями? В общем, личное нравственное совершенствование - это глубоко личное дело, в котором Общество, Человечество в целом - может быть лишь хранителем ориентиров и коллективным посредником, проводником этого самого Высшего начала, хотя бы в лице лучших своих представителей - наиболее духовного одаренных личностей, которых обычно зовут святыми, или хотя бы тех кому это общество доверило сохранять, воспроизводить и распространять Знаки, Символы и Носители духовных ценностей: Писания и их Толкования (Предания и собственно Традицию), Общину хранителей и служителей этих ценностей, посвятивших им свою жизнь, и наконец памятники, исторически связанные с моментами обретения Откровений - артикулированных знаний и формулировок этих знаний о нравственных духовных ценностях.
Второе измерение состоит именно в духовном и нравственном состоянии общества в целом и отдельных сообществ в нем, государственных и частных общественных институтов, целых слоев населения, выделяемых по различным признакам, о духовно-нравственной оценке ключевых тенденций свидетельствующих об этом состояния Человечества.
Ни для кого пожалуй не будет новостью что мы ведем сейчас не только отдельную СВО на территории бывшей советской республики Украина, потерявшей всякую легитимную государственность, но возглавляемой бандой агрессивно цепляющихся за контроль над территорией проходимцев и подлецов, прикрывающихся как античеловеческой риторикой и символикой, осужденной Нюрбергским трибуналом, так и убогой имитацией деятельности государственных институтов, призванной уже по сути лишь маскировать прямое иностранное управление и экономикой и вооруженными силами этого гальванизированного государственного трупа. Но это битва - лишь одна из битв в череде грандиозного противостояния имеющего глобальный, всемирный масштаб, причем не только географический, но и исторический: решается судьба глобального управленческого проекта, уходящего корнями на столетия в глубь, как минимум во времена географических открытий и второго падения Константинополя, а то и ко временам Первого Крестового Похода. Суть этого глобального проекта я считаю полностью и абсолютно ясно выраженным строками "Поэмы о Великом Инквизиторе" в произведении Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". С разными нюансами и оттенками первый набросок этого проекта мы имеем в диалоге "Государство" Платона, и воспринимать этот диалог можно амбивалентно - как языческое пророчество и знамение будущего торжества Христианства (в части "Мифа о Пещере", где раскрывается триединая Идея Блага), так и как первая ласточка тоталитаризма (в части "мифа об Атлантиде"). Но со времен Великой Схизмы, раскола Вселенской Церкви на Восточную (четырех патриархов) и Западную (Римскую) - этот проект постепенно приобретал все более однозначные инфернальные черты именно господства немногих безбожных "сверх-людей", вообразивших себя обладаюшими вседозволенностью мудрецами-пастырями над народами, как стадами овец.
Обновленные черты мы можем увидеть в текстах утопий эпохи Возрождения - и собственно "Утопии" Томаса Мора, и "Новой Атлантиды" с "Новым Органоном" Френсиса Бекона и другим подобным им текстам, особенно "Левиафан" Гоббса. Довольно глупо обвинять представителей предшествующих, менее гуманных эпох в фашизме, на основании нашего осуждения тех вещей, которые для них были привычны и естественны, а у нас вызывают ужас и культурный шок, вроде рабства или принудительной половой селекции населения. Кажется что это надуманно, но последнюю практику правящие дома Европы и так проводили как над собой, так и над собственными подданными веками, и дело не только в политической составляющей браков или курьезно-скандальном праве "первой брачной ночи". Европейская аристократия буквально выводила себя как отдельную высшую касту, а простолюдинов - как людей с врождёнными, наследуемыми качествами для выполнения тех или иных производственных задач. Католическая церковь фактически благословляла решения господ по отношению к своим рабам, крепостным и слугам, а все предложения титанов эпохи в их трактатов - всего лишь пожелание поставить дело в ином масштабе с большей системностью. Другое дело результат - тотально кровосмешение дворянских родов привело их последовательному вырождению, в том время как простой люд сопротивлялся вмешательству в их дела изо всех сил, и дело не только в классовом антагонизме и не столько в нежелании подчинять производство потомков рациональным соображениям, сколько в желании не имеющих титулов и родословных, но все же богатых и могущественных представителей третьего сословия самим взять процесс в свои руки и сделать лучше то, что не удавалось делать их выродившимся господам. Как видим сегодня - с тем же результатом, но заявка была.
С другой стороны институт сватовства на Руси носил близкую, но все же отличную, ограничительную функцию - защиту общества от несанкционированного воспроизводства вырождающихся элементов - защитить невест и женихов из порядочных семейств от неудачных партий с отпрысками пьяниц, лентяев, преступников, блудодеев и безбожников, то есть отколовшихся от общины, а значит потенциально опасных людей, у которых непонятно что на уме. Естественно, этот жесткий контроль защищал в основном бояр, дворян, купцов да богатую верхушку крепкий крестьян, так называемых кулаков-мироедов. У бедняков, перебивающихся поденной работой батраками у богачей, на услуги уважаемых сватов и сватий просто не могло быть средств и им приходилось заключать союзы либо по указке своих более богатых товарищей по миру, либо господ-помещиков, либо искать их самим, своим умом.
Естественно, следует сказать и о том, что население в целом подвержено, поколение к поколению такому явлению как подростковый переходный период с последующей гормональной бурей влюбленностей, со всеми вытекающими и приносимыми в отчий дом в подолах последствиями, это дело стихийное, зачастую иррациональное и не поддающееся никакому контролю на все 100%, более того, в конкретных случаях чрезмерный контроль при скудоумии пытающихся это дело контролировать приводит только к усиленному сопротивлению и усиленной же склонностью сорвать и вкусить запретный плод любой ценой, больше даже назло назойливой опеке, нежели из-за его сладости.
Но это мы рассуждаем о делах далеких дней. Тем временем, только кажется что Реформация и контр-реформация - это потеря Ватиканом контроля над населением. Прямой политический и административный контроль римские понтифики потеряли, но те кто веками за ними стояли, а именно некоторые специфические кланы европейской аристократии - приобрели нечто большее. А именно контроль за тем, о чем тут идет речь - над душами, умами и самим взглядом на мир населения всего мира. Это вообще классическая, древнейшая уловка того, кто хочет захватить мир, оставаясь в тени и дергая за ниточки: разделить весь мир по какому-нибудь поводу, сколь угодно абстрактному и надуманному, а затем заставить одну половину пойти войной на другую. Даже если сторонников двух противоположных мнений по какому-то вопросу поначалу будет мизер, то по мере разрастания конфликта можно заставит выбрать сторону буквально всех. А затем подчинить их интересам "борьбы за единственный правильный вариант", а на самом деле - того, кто управляет обоими сторонами конфликта.
В чем обвинял лично Лютер римских понтификов и небезосновательно, когда начал свой протестантский крестовый поход за обновление Веры? Ровно в том, в чем их обвинил Достоевский. И к чему пришли его последователи и последователи Кальвина, пытаясь выстроить свою общину "христиан, верных Духу Евангелия первых веков"? Правильно: к тому же самому. К тому что рядовой христианин может быть фанатиком-пуританином, готовым сжигать инакомыслящих на кострах, а может быть тепло-хладным, по сути язычником, отправляющим даже не Таинства, а всего лишь "религиозное служение" так как ему вздумается, трактуя догматы и заповеди так как ему вздумается, а точнее как будет выгоднее, чтобы выставить себя праведником, а тех кого ему хочется объявить вне закона, ограбить и поработить - грешниками. И, вне зависимости от верности Римскому престолу или отрицанию его власти - они все так и делают! Никакой разницы между католическими фундаменталистами и протестантскими по содержанию их отношения к христианству нет - только по форме отношения к конфессии. Так же как между протестантскими и католическими либералами, и те и другие готовы допускать к алтарям и содомитов, и женщин, им только животных рукополагать пока еще не пришло в голову... Чему я нисколько не удивлюсь.
Но к вере духовность не сводится. И в то же время - горе вам, скудоумные атеисты, не знающие своих корней! - именно в вере она зиждется и берет свой корень. Проявления Духа в человеческой жизни, это богатое многочисленными ветвями древо. Грубо говоря, дух - это и есть ум человеческий. И если мы говорим о том, как та или иная наука формулирует гипотезы, проектирует свои эксперименты и строит на основе опытных данных - и аксиом - своих теории, то мы просто выносим за скобки то, откуда эти аксиомы берутся. И да, не будет ошибкой сказать, что берутся они из опыта, вот только мы бы за тысячи лет никуда не пришли, если бы каждый создавал здания всех наук и искусств с нуля, из своего индивидуального опыта. Опыт наш коллективный, и коллективный наш дух - это структура, система накопления и первичной обработки этого самого коллективного опыта. Первичной - значит часто далекой от рациональности и абсолютной адекватности. Более того, мы неоднократно приходим к выводу, что как правило ни рядовому человеку, ни целому сообществу на самом деле не интересна всеобщая абсолютная истина, а главным искомым является такая непротиворечивая картина мира, которая позволяет достигать заявленных целей максимально эффективным, результативным образом. И даже если аксиомы и теории не верны, но результат нас устраивает - мы верим, что и аксиоматика наша и наша логика, на ней построенная - верны...
Давайте будем честны - наука есть частный момент искусства. Наука стремится, как общественный институт, быть объективной, строгой, а где может - и точной. Но большинство наук, особенно гуманитарных, то есть наук имеющих дело с сознанием, индивидуальным и коллективным, - это на самом деле не науки, а именно что искусства. Искусства пытающиеся быть науками, строить свои эмпирические базы, метафизические теории, методологии, критерии строгости. Но очень часто оказывается что весьма почтенная научная дисциплина мало чем отличается от какой-нибудь эзотерический лабуды.
Например социальная психология. В отличие от нейрофизиологии. Которая показала что различия в том как развивается и функционирует кора головного мозга от индивида к индивиду различается по множеству различным параметром количественно (особенно высокая изменчивость у мужчин) - на порядки. И это делает попытки объяснить индивидуальное поведение только влиянием внешних факторов, особенно социальных, игнорируя врожденную наследственность и индивидуальную изменчивость, и строить на этом основании обобщенные выводы о так называемых "типах" и категориях граждан - проваливаются. То есть статистически типы действительно выделяются на основе законов больших чисел, но когда мы начинаем натягивать ярлыки на индивида и пытаться предсказывать его индивидуальное поведение, мы будем терпеть поражение на этом поприще, потому что эта статистика работает скорее по необходимости, как следствие адаптации индивида к происходящему вокруг него, и как правило ищет типовые решения, успокаиваясь на тех вариантах, которые он уже видит вокруг себя, если они ему подходят, даже если они не так уж хороши и приятны лично для него. Это не значит что эти недонауки не следует изучать - напротив, это необходимо! Даже ошибочные системы имеют массивы накопленных данных, которые могут быть переосмыслены, в них могут быть отдельные конструктивные детали, которые не следует выбрасывать вместе с их порочным каркасом или фундаментом.
Просто делать это - надо. Нам позарез, как воздух, нужна отечественна внятная, конструктивная гуманитаристика. К сожалению она вся в советское время была выдавлена либо в узкие специализации, либо подчинена истмату, что привело к махровому диссидентству даже среди маститых спецов. А нам так нужны не просто религиозные философы, а обществоведы и культурологи, не только широкого профиля, но и с глубокой методологической базой, способные на междисциплинарный синтез! Фактически нам нужна уже не национальная идеология (она у нас есть), а глубже - национальная философия, причем не просто ряд словоблудных трактатов за все хорошее, прославляющих какую-то нашу самобытность - это у нас тоже есть и пожалуй больше чем надо бы. Нет, нам нужна философия строгая, академичная, но при этом живая, умеющая работать с источниками строго научно, но при этом искать живой смысл, самую суть нашего культурного наследия, нашего духовно-нравственного идеала.
Объективная реальность объективно существует. Как бы мы ни относились к "матрице", выстраиваемой вражескими архитекторами - в ней есть элементы, которым наши предки когда-то присягнули именно как объективной данности, и теперь мы должны либо увидеть эту данность как неочевидную, но необходимую в общей ее родовой форме для нашего выживания, и выстроить ей свою альтернативу, может быть временную, если в будущем просматривается перспектива от этой данности отказаться, а может быть постоянную, но иную, конструктивную для нас по своей сущности, а не служащую нашему все большему порабощению, как это поколение за поколением происходило до сих пор.
Вот здесь целый советник Министра Обороны произносит семинарский доклад перед офицерами Стратегических Войск, и клиром Оптиной Пустыни. Когда это уважаемый человек говорит о геополитических реалиях, о том как идет ход СВО, что к нему привело, каков контекст противостояния в целом со странами НАТО и перспективы этого противостояния, особенно в военном аспекте - он четок и грамотен. В самом деле, нас невозможно победить физически, военным путем - красная кнопка и ядрен батон тому залог.
В информационном поле мы по многим аспектам отстает от врага, но не потому что он умнее нас, а потому что раньше нас внедрил наши же разработки и дал дорогу нашим же талантам - в своих, а не наших шарашках, лабораториях, институтах. Очень многое из того что сегодня выдается за достижения науки и техники современной информационной эпохи - было уже известно, открыто и даже имело экспериментальные прототипы и образцы у нас. А теперь допилено, украшено гладеньким дизайном и поставлено на поток. Нельзя сказать что у них там не было умников, но недооценивать фактов мощнейшего буста их научной школы за счет украденных у нас знаний и выкаченных у нас мозгов также нельзя. Поэтому есть аспекты по которым мы их бьем и бьем уверенно и бить будем, и наше долгосрочное превосходство, технологические, конструкторское и прежде всего когнитивное рано или поздно будет вновь достигнуто и продемонстрировано полномасштабно.
Но когда доходит до момента высших духовных моментов... У спикера в выше приведенном ролике возникает совершенно шапкозакидательский тезис: на поле ценностной войны Россия имеет якобы колоссальную фору и может бить врага как хочет в мировом масштабе. Может быть в трансцендентном аспекте, аспекте заступничества Высших Сил мы можем верить что это так. Но в аспекте нашего собственного духовного состояния - общества в целом, государственных институтов, даже клира самой РПЦ - это большой вопрос. Кроме того, нельзя сводить духовность к чистой религиозности, особенно в свете военного противостояния.
Велик соблазн решить вопрос навязывания чужеродных ценностей, как говорится, ребром. Чрезвычайным порядком ввести по всей стране домострой, провести по всем храмам церковные ходы, обязать всех госслужащих пройти исповедь с епитимьёй и последующим причастием, а затем учредить православную пресвятую инквизицию и пройти по всей стране огнем и мечом, выискивая ересь и крамолу и безжалостно ее вычищая. Но это - гражданская война, в которой в ряды "новой опричнины" вполне возможно пролезут такие же мерзавцы, что были под началом Скуратова при Грозном или Ежова при Сталине, которым будет все равно чьи души губит ради "всеобщего блага", хоть невинных, хоть друг друга, был бы приказ и благословение начальства. И толпы мерзавцев поменьше побегут с доносами, клеветой, подлогами, и вся эта кодла нафабрикует дел столько, что от очередных репрессалий страна будет стонать и трястись еще больше чем когда-либо.
Повторять ошибки прошлого, скакать по граблям - дурное дело не хитрое, и главное, скорее всего это принесет больше вреда чем пользы. Напомню лишь, что не все кого казнили и при Грозном и в 37-38 годах были невинными овечками, были настоящие предатели, заговорщики, саботажники и вредители, но худшими вредителями были те следователи и опричники, которые из корысти и желания выслужиться подписывали массовые приговоры сотням людей без надежды на справедливое рассмотрения дела и оправдание. И на этих гадов тоже в конце концов находилась управа, обезумевшие от крови палачи в конце концов всегда сами попадают на плаху - но сколько напрасных жертв не доживали до этого дня?
И это еще не самое глупое решение. Еще глупее будет - имитация бурной деятельности по созданию каких-нибудь методичек по "контр-промыванию мозгов", с введение какого-нибудь нового урока в школах или добавления соответствующего материала в уже существующие учебники и методички для уроков "разговоры о важном", и какие-нибудь попильные проекты и заказы для шарашкиных контор, давно и плотно трущихся на подряде по составлению филькиных грамот - всяких "стратегий по развитию", "дорожных карт" и прочих сборников маниловщины с благими пожеланиями, без методики достижения, без описания привлекаемых технологий, без четкого обозначения поставленных количественных и качественных целей, маркеров того, какого искомого состояния общества мы добиваемся. Очень страшно, если на этом все и заглохнет, а даже если некий условно канонический текст "Традиционные ценности Святой Руси" будет составлен без ума и фантазии простой копипастой каких-нибудь "святоотеческих брошюрок", распространяемых среди паломников разных православных святынь, полных как благоглупостей вроде "грешить не хорошо", так и лютого мракобесия, прежде всего идолопоклонничества по отношению к различным святыням, мощам, личностям святых, которым вместо оказания почтения производится обожествление и вменяется требование всеобщего обожания, что совершенно чуждо настоящему духу христианства, пусть даже и нашего, исконно-посконного, православного - это будет профанация, которая загубит дело на корню и отторгнет от его сути и смысла все наше современное общество.
Любой из этих двух путей будет вести в самой общем, предельном смысле - к поражению. К тому что мы либо проиграем войну против Дракона, либо победим его путем становления Драконом самим, а это немногим лучше. В каком-то смысле это неизбежно, но наша будущая погибель, хоть через сто, хоть через еще пятьсот лет, в любом случае тотальная и категорическая зависит от того, сможем ли мы осознать и поставить предел злу как таковому в нас самих.
Надо осознать во-первых, что семена зла посеяны в души всех нас. Мы малодушны, мы привязаны к комфорту, к внешним атрибутам статуса и успеха, мы инертны в своем мышлении, мы очень много о себе воображаем и очень часто считаем себя специалистами во всем на основании только того что имеем даже не свое, а чье-то понравившееся мнение, нее разобравшись в вопросе как следует. Мы разобщены, мы готовы пока что только виртуально грызть друг другу глотки из-за каких-нибудь больных мозолей, даже если по большинству основных вопросов сходимся; если бы враг был более настойчив, изобретателен и проявлял больше участия с индивидуальным подходом, вместе гражданского общества у нас была бы опять же гражданская война всех против всех. В нас очень много деструктива в поведении, в том что поддаемся эмоциям, панике, тревожным расстройствам, много предрассудков, мы верим во всякий бред и ленимся его проверять, мы либо трудоголики, либо подвержены другим аддикциям, либо пребываем в унынии и фрустрации. Мы не стремимся к мудрости, не стараемся искать положительных моментов во всяком днем и всякой ситуации и не проявляем осторожности в планировании, не стараемся предусмотреть хотя бы по минимуму наиболее вероятные опасности, осложнения, вред. Мы очень самонадеяны.
Однако, в нас есть много хорошего! Мы умеем быть сочувствующими, проницательными, вдумчивыми, мы умеем глубоко отождествляться и проникать духом в произведения и памятники культуры всех эпох и культур, всех времен и народов. Мы изобретательны и ловки, мы можем на ходу придумывать различные нестандартные решения наших проблем, хотя как же часто нам приходится героически преодолевать последствия нашей же дурости? Когда припекает даже весьма скромные люди могут проявлять чудеса инициативы, мужества и самоотверженности, но иногда целые группы людей в нашей стране оказываются скованны круговой порукой и неспособностью назвать вещи своими именами и открыто признать наличные проблемы чтобы вместе спокойно их решать. Наконец, корыстолюбие, тщеславие и властолюбие некоторых из нас сводит с ума делая нас ничем не лучше тех же самых хохлов, полностью порабощая и превращая в воплощение Врага среди нас. Кого-то на мгновения помрачения, а кто-то перерождается на всю жизнь. Этих больных людей, притворяющихся здоровыми и насаждающих свою порчу вокруг себя - надо бы выявлять и как-то изолированно оказывать им псхиатрическую помощь. Они опасны и для окружающих и для самих себя, надо признать такую простую вещь.
Это касается всех, включая и офицерский корпус и священнослужителей нашей церкви, не говоря уже о сотрудниках научных учреждений, о представителях бизнеса, о бюрократическом аппарате, о деятелях культуры и масс-медиа, о сфере услуг, включая как ту самую "айтишечку", так и продавщиц и грузчиков продуктовых магазинов. Мы все заражены ими, и нам следует научиться их видеть в себе и противостоять им. Во-вторых, нам следует понять, что механическое воспроизводство что Нагорной Проповеди из Евангелия, что Заповедей Моисея, что кодекса строителей коммунизма, да хоть Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь - не дадут плодов, контрпродуктивно. Все это следует изучать, безусловно следует - и следует делать это открыто, публично, масштабно, это следует делать параллельно всем специалистам и экспертам, которым есть что сказать и выслушаны должны быть все, но это должно быть не словоблудие, а конкретная, предметная дискуссия - за что мы ценим эти памятники человеческого духа и присутствия в нем (для тех кто подобно мне - верит) Духа Высшего, почему они важны для всех нас, что в них содержится такого всеобщего, что лежит в основе всей нашей культуры в целом и что является залогом и условием выживания Человечества вообще?
В третьих, нам нужна умная и мудрая пропаганда наших ценностей и нашего мировоззрения. Попытка обороняться методами "хватать и не пущать" - будет вредительством и попустительством по отношению к Врагу. Чтобы этого Врага победить, а по сути наш враг - само Зло как таковое (и победа не будет разовым, окончательным актом, раз и навсегда - а скорее начало эпохе успешной борьбы, контроля и подчинения деструктивного начала Человеком в самому себе), нам нужно создать образ Блага как такового и всех возможных Его аспектов и воплощений, актуальный для нашей эпохи, не предающий ради этой актуальности своего вечного вневременного содержания, но ставящий ему на службу все имеющиеся на сегодняшний день средства и технологии, чтобы оно были соблазнительно и привлекательно пуще греха. Далее, необходимо показать следование злу не просто нелепым, опасным, вредным, осуждаемым - а чем-то выходящим за рамки абсурда имеющего хотя бы эстетический смысл. Потому что все начинается с эстетики.
Да. Вера начинается с эстетики. Познания Блага как такового начинается с познания Красоты. Мы сначала познаем наслаждение от того что приносит непосредственную пользу нам, нашим телам, нашей психике, нашему повседневному бытию. А потом постепенно начинаем видеть причинно-следственные связи, обобщать наблюдаемые нами явления и осознавать что вот это-вот - "хорошо", а вот это-вот "плохо". Для всех - и для меня, и для тебя, и для остальных людей. Что вот так-вот стоит делать всегда в данном предметном поле, а вот так - не стоит никогда и никому. Во всех правилах бывают исключения, но они потому так и называются, что правило остается правилом. И оно правильно не потому что кто-то так сказал, а потому что оно вот так работает. Само.
Наконец, можно сколь угодно бить в лоб этой самой пропагандой, но работать это будет, если ею исподволь пропитать все, создавая такой продукт, и такой контент, которые будут символизировать и неразрывно связаны в общественном безсознательном с постулируемыми нами формулами Блага. Я говорю буквально обо всем - от женских прокладок, до компьютерных игр, от покрышек автомобилей, до чехлов мобильных телефонов, от мебели в детских садах, до иллюстраций в художественной литературе, как классической так и современной. Чтобы через эстетику заражать массы добром, а затем раскрывать это добро содержательно и понятийно тем, кто за эстетикой идет дальше, вглубь, к ее сути, к тому что собственно она так завораживающе излагает.
А если и применять методы инквизиции, то это должна быть инквизиция человечная, какой он должна быть по своему смыслу. Исследование душ человеческих с целью их исправления и наставления на путь истинный. Опять же не профанация, а полноценное перевоспитание. Вот как сейчас военнопленных хохлов перевоспитывают, если те не совсем уж конченные, до печенок сознательные нацики во многих поколениях (и такие бывают, этих возможно только могила исправит, но лучше уж их выжимать в местах весьма отдаленных, чтобы отрабатывали свои преступления, чем давать им легкую смерть).
Вообще перед нами грандиозная задача - нам надо перевоспитать себя самих. Все наше общество. И сделать это мягко но непреклонно, с любовью, как без жестокости, таки без попустительства злу.
Как видно из статьи, здесь множество вещей, весьма предметных и более конкретных, либо упомянуты вскользь, либо служат фигурами умолчания.
Например, то что гуманитарные науки за все время существования, и в целом породившая их Филология - была служанкой правящих классов, инструментом их власти в большей степени, чем поиска истины и блага для народов мира сего, и это следует учитывать при попытках использовать эти науки нам на пользу
Или то, что на Руси был свой раскол и не один, и то что хотя крещеных у нас 80% населения, но к исповеди и причастию ходят едва ли сотни тысяч из этих десятков миллионов, и большинство только на некоторые двунадесятые праздники, поэтому считать наш народ прям шибко православным - большая натяжка.
И то насколько современные образовательные учреждения проедены западной повесточкой (спасибо министерству образования и науки времен Фурсенко и Ливанова, а также иждивению некоего господина Кудрина, который очень много сделал для этого насаждения во всех ведущих вузах страны)
И многое, многое другое
Свежие комментарии