К 30 годам у Юрия Богатырева было все, о чем он мог мечтать в детстве, и даже больше. Он играл на сцене, снимался в кино, его лицо украшало афиши и обложки журналов. Его любили зрители и коллеги. И все-таки назвать его счастливчиком никто бы не осмелился, ведь именно счастье на своем пути ему так и не удалось найти. Он остро переживал неудачи и преданно любил свою работу, не умел жалеть себя, но за эту самоотверженность ему пришлось заплатить слишком высокую цену.
Январской ночью 1989 года Юрий Богатырев позвонил своей подруге – актрисе Ие Саввиной и стал в очередной раз уверять ее в вечной дружбе и сыпать комплиментами. Ия Сергеевна попыталась прервать его. Ия Саввина: «Он как будто прощался со мной». Она не отнеслась серьезно к его словам. Какое еще прощанье…Больше, чем через месяц 2 марта Богатыреву должно было исполниться всего 42 года.
Весна – это было его любимое время года. Может потому что родился Юра в начале самой весны 2 марта 1947 года в Риге. Там проходил службу его отец – офицер-подводник. Георгий Андрианович мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. В 1953 году семья переехала в Москву, и скоро Юру пристроили в Нахимовское училище. Но эта попытка сделать сына военным – провалилась. Из казармы Юра сбежал, но отношение между отцом и сыном этот поступок не испортил.
Нэлли и Алексей Игнатьевы дружили с Юрием с 14 лет. Он хорошо играл на фортепиано, был лучшим чтецом в школе и прекрасно рисовал. Страсть к живописи он сохранил на всю жизнь. Всем, кого любил, Богатырев дарил свои рисунки: необычные, яркие, характерные шаржи. Весной 1961 года Богатырев познакомился со сверстниками из кукольного театра при Московском дворце пионеров. Они позвали его на репетицию, так Юра в 14-летнем возрасте впервые оказался на сцене.
Словно в нагрузку к таланту Богатырев получил от природы неуверенность в собственных силах и застенчивость. Именно, потому что не верил в свой талант, он не стал поступать в театральное, а пошел учиться в художественно-промышленное училище, но мечта играть на сцене, оказалась сильнее, и недоучившись он успешно сдал экзамены в Щукинское театральное училище.
Счастливой стала для него и весна 1971 года, когда на дипломный спектакль заглянула режиссер театра сатиры «Современник» Галина Волчек. На смену этой 25-ой весне придет лето, которое изменит жизнь актера Юрия Богатырева навсегда.
Летом 1971 года Богатырев получил предложение начинающего режиссера Никиты Михалкова сняться в его дебютной картине. Впервые Михалков увидел Богатырева в Щукинском училище в студенческом спектакле, и сразу оценил его богатый актерский потенциал. Михалков предложил Богатыреву главную роль, но к съемкам картины «Свой среди чужих, чужой среди своих» они приступили, лишь, через 2 года, когда Михалков вернулся из армии.
В 1974 году на советском экране появился почти супергерой – чекист Шилов, который с уверенностью держался в седле, с легкостью спускался с горного обрыва и кидался в бурную реку. Был мужественным, импульсивным и горячим. Ничего общего не имел со своим героем, дебютировавшим в этом фильме молодой актер Юрий Богатырев. Чтобы получить эту роль и оправдать доверие Михалкова, молодой и склонный к полноте Богатырев, несколько лет не ел ничего кроме творога, смешивая его с зеленью.
Эта роль сделала его знаменитым, но почувствовать себя кинозвездой у Богатырева не было ни малейшей возможности по двум причинам. Первая – бытовая. Долгое время он жил в одной комнате в общежитии театра «Современник», которое располагалось около Кремля в квартире, ранее принадлежавшей Инессе Арманд.
Летом 1975 года, когда Богатырев был уже знаменитым актером, к нему в общежитие рано утром пришел фотохудожник Валерий Плотников, чтобы сделать портрет. Богатырев разбудил соседа, режиссера Иосифа Райхельгауза, и попросил воспользоваться единственным в общежитии балконом, выходящим на Кремль. В этом общежитии он жил, когда вся страна с восторгом смотрела фильмы с его участием: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Несколько лет из жизни Обломова», «Два капитана».
Вторая причина, по которой Богатырев не чувствовал себя знаменитым, была связана с особенностью его внутреннего мира. Режиссеры говорили, что он, как «холст», на котором можно нарисовать все, что угодно, но, когда он чист – он всего лишь «холст». Он искренне страдал от того, что его не узнают люди на улице. Он вообще был мастер страдать по малейшему поводу.
Богатырев мог заплакать, услышав дурную новость по телевизору. Друзья часто говорили, что Юра так и остался «большим ребенком». Говорили, что у него был талант влюблять в себя людей. Со съемочных площадок он переносил свою любовь к партнерше в жизнь и долгие годы, до последних дней, дружил со многими из них.
Осенью 1988 года Юрий Богатырев начинал свой 12-й сезон в трупе Московского художественного театра под руководством Олега Ефремова. В этом году ему дали новое звание - в след за заслуженным он стал народным артистом РСФСР. Несколько лет он проживал в отдельной квартире на улице Гиляровского. Актеру был всего 41 год, но выглядел он старше. Последние месяцы перестал бороться с лишним весом, страдал гипертонией.
Многие говорили, что за 12 лет МХАТ его сломал, конечно были и удачи, и главные роли, но ему всегда казалось, что он лишний, что все всерьез его не воспринимают. Неуверенность, которая жила в нем с детства лишь усиливалась с каждым годом. В театре он играл главные роли, но был вторым составом. Всегда всех замещал и подменял, никогда никому не отказывал.
Богатырев изводил себя подозрениями, что его личный секрет обсуждался на каждом шагу. Что его нежную дружбу с администратором театра Василием многие называли «извращением», что его фиктивный брак с молодой актрисой, заключенный несколько лет назад, вызывал насмешки и никого не мог обмануть. Ему всегда чудились косые, обсуждающие взгляды.
Однажды Богатырев не вышел на сцену, потому что напился. Был большой скандал, где он просил прощенья у Ефремова, и больше такого не повторялось. Чтобы победить депрессию он стал употреблять лекарства, а потом снова вернулся к алкоголю, но и антидепрессанты остались.
Летом 1972 года Богатырев пришел на похороны великого клоуна Леонида Енгибарова, которого не стало в 40-летнем возрасте. Юрий очень любил цирк, дружил со многими цирковыми артистами и смерть Енгибарова очень сильно подействовала на него. На похоронах он встретил свою близкую подругу – певицу Елену Камбурову. Она ему сказала, что умер Леонид от укола, который не был совместим с алкоголем. Мистическим образом смерть клоуна отобразится и на самом Богатыреве через много лет – зимой 1989 года.
Зимой 1989 года в знаменитом доме Ермолова на Тверском бульваре готовились к выставке картин и рисунков Юрия Богатырева. Открытие было назначено на 6 февраля. Для него это событие означало официальное признание как художника. Но самочувствие актера становилось катастрофическим.
Ощущая вину перед Ефремовым за тот случай, когда он не вышел на сцену, Богатырев не позволил себе пропустить ни один спектакль. Слабое с детства сердце подавало сигналы остановиться, но он не мог. Юру госпитализировали, но он договорился с врачами. Его отпускали в театр на спектакль, а после поклона снова увозили в палату.
До открытия совей первой персональной выставки Юрий Богатырев не дожил 4 дня и ровно месяц до 42-летия. Гости, которые пришли на вернисаж узнали подробности о последних минутах жизни друга и любимого артиста.
Поздно вечером дома, во время очередной вечеринки с гостями ему стало плохо, вызвали скорую помощь, медсестра сделала ему укол, он и стал для Юрия Богатырева роковым. Введенное лекарство было несовместимо с антидепрессантами и алкоголем…
Популярные актеры, которые сыграли большое количество ролей бывают одинокими. Даже не одинокими, а внутренне одинокими. Таким человеком был и Юрий Богатырев, который посвятил себя зрителям, но на душе имел тяжелый ком грусти, тоски и печали.
Свежие комментарии