Нынче в сетевой моде «возвращение к корням». Нет, не к отцовским и прадедовским, - тысяча с лишним лет единобожия наших предков – это слишком скучно. Куда тут крутым татухам, партакам и другим задорным составляющим? Православных вдохновляли не татухи, а праведная жизнь и духовный подвиг. Скучно.
Другое дело нативизм (от англ.
native – родной, местный), неоязычество, пропагандирующее возвращение к дохристианским верованиям в конкретной стране, местности. По нашему - "Родноверие".Истоки этого якобы «древнего» движения восходят к оккультной ложе «Золотая Заря», в которой видную роль играл известный сатанист Алистер Кроули.
Кроме г-на Кроули членствовал в ложе так же мистер Дж.Гарднер.
Он чутко уловил в обществе эзотерический порыв начала века, когда в среде т.н. "бомонда" второе дыхание стала обретать тяга к разным сверхестественным штукам, отдалённым, однако от традиционных многовековых религий.
Будучи человеком дела, в начале пятидесятых годов ХХ века г-н Гарднер берёт и основывает т.н. «викканство». Он подавал это как «возрождение религии древних ведьм», которые, в свою очередь являлись «друидами». Гарднеру, якобы, удалось отследить эту преемственность, поскольку на южном побережье Англии он отыскал двух престарелых ведьм (которых, вполне естественно, кроме него никто не видел). Эти две женщины, по словам г-на Гарднера, поделились с ним секретами, после чего ему ничего не оставалось, как основать-таки викканское движение.
С лёгкой руки Гарднера идеи викканства нашли благодатную почву, ведь, ясное дело, гораздо более интересно и увлекательно называться Викканской Жрицей, нежели ведьмой, что, скорее, говорило бы об особенностях характера дамы, нежели о знании каких-то тайн избранного круга.
Благодаря информационной открытости двадцатого века, дело Гарднера с лёгкостью переместилось на юг, где ловкие греческие оккультисты быстренько взялись поклоняться Зевсу и Афине, их итальянские единомышленники Юпитеру. Затем поветрие пошло в Скандинавию, Германию, после чего не преминуло заползти и в тогдашний Советский Союз.
Конечно, происходило это не само собою, а посредством довольно явной пропаганды в СМИ, овеянной привлекательным флёром вполне понятной таинственности.
К тому времени в СССР уже были из США занесены первые ростки нативизма посредством так называемой «Велесовой Книги» (Влесовой книги). По Легенде, её якобы когда-то в мутные революционные времена вывезли из России, а рассказали об этом в 50-е годы в Сан-Франциско.
Характерно, что деревянные таблички «Велесовой книги» со странными письменами, ни до явления в Сан-Франциско, ни после этого тоже никто никогда не видывал.
Письмена «Велесовой книги», несмотря на декларируемую древность, были написаны на модифицированной кириллице. Русский эмигрант Миролюбов опубликовал отрывки из них в эмигранской газете «Жар-Птица».
По его словам, он, якобы, лично срисовал эти тексты с оригинальных дощечек в доме художника Ф.А.Изенбека, отыскавшего их в незнамо чьей, но точно княжеской усадьбе при бегстве из Москвы после революции.
Интересно, что не раньше и не позже, а именно в разгар Холодной Войны история эта была заброшена из США в СССР, где сразу с восторгом была воспринята тутошними новосыскавшимися волхвами.
По случайному стечению обстоятельств, одновременно на западном побережье США возникла организация «Рідна Українська Національна Віра» (РУН Вира), которое проповедовала «возрождение» именно украинского язычества на основе заведомой украинской древности и национального превосходства.
Как ни странно, в тогдашнем СССР оккультная мода продвигалась не только самопроизвольно, но даже и с некоторой долей поддержки государственных культмассовых структур. Возможно, в то время властью это рассматривалось как некая альтернатива начинающегося православного возрождения.
Пишется художественная литература, снимается прекрасный фильм по фэнтэзийной книге Валентина Иванова «Русь Изначальная», большое количество отличной мультиприкации на древнеязыческие мотивы.
Немалую роль сыграли труды академика Б.А.Рыбакова, бесспорного патриота, старавшегося всеми правдами и неправдами повысить значимость дохристианского славянства, что не могло не отразиться негативно как на оценке роли православия в формировании русской государственности, так и на научном подходе в целом, за что его критиковали такие учёные как А.П.Новосельцев, Л.А.Дмитриев, Я.С.Лурье, Л.С. Клейн, А.А.Зимин и ряд других.
К слову сказать, академик Рыбаков, будучи всё-таки видным учёным, подлинность миролюбовской «Велесовой книги» категорически отрицал.
Однако, в стороне от научной дискуссии, нью-язычество на наших просторах набирало себе сторонников из наиболее мутной среды. Одним из первых стал у нас т.н. «Волхв Доброслав» (А.А.Добровольский), начинавший как сталинист, затем, ещё в глубоко советские времена переметнувшийся к нацистам, после чего был крещён в православие членом московской хельсинской группы Глебом Якуниным (анафеманствован РПЦ).
Затем был «Процесс четырёх», на котором г-н Добровольский благополучно сдал всех своих подельников, получил за это минимальный срок, освободившись после которого двинул в Вятку, где провозгласил себя Волхвом и придумал проводить разные соответствующие «обряды». В сети широко распространены фотоматериалы с изображением этого благообразного старца, зигующего на фоне нацистского знамени.
Кроме г-на Добровольского и его последователей, над внедрением нативизма в СССР и затем в России не покладая рук трудился так же В.Емельянов, преподаватель Высшей Партийной Школы при ЦК КПСС, открывший аудитории глаза на древний еврейский заговор по внедрению в мире неправильного христианства взамен правильного язычества.
По версии тов. Емельянова, этот коварный план был задуман и отдан в реализацию лично царём Соломоном с прицелом на четыре тысячи лет вперёд. При этом, факт, что казнили Иисуса именно правоверные иудеи, а не кто-то другой, - ускользнул от зоркого ока праведного борца с христианством. Такое, видимо, записывать им в грех В.Емельянов нужным не считал.
Тем не менее, свою рукопись об этих гнусных еврейских деяниях Емельянов разослал членам Политбюро и маршалам Советского Союза. После этого борец был исключён из партии, уволен с места, что его настолько обидело, что он убил свою жену, расчленил тело, части отнёс на городскую свалку, после чего был арестован. Следователям Емельянов заявлял, что жену убили сионисты. Его обследовали, признали невменяемым, пытались лечить. Когда же спустя семь лет он вышел из спец.учреждений, - уже в полную силу бушевала перестройка, и Емельянов влился в ряды родноверческих лидеров, которых к тому времени уже поднабралось.
Надо отметить, что мало кого из российских последователей нативизма смущает факт, что все «древнеславянские» языческие письмена сляпаны на коленке практически нашими современниками и не имеют никакой подтверждённой исторической основы.
Но, безусловно, трудились основатели славянского нативизма просто героически!
Ведь, тем же греческим или итальянским родноверам не в пример легче, - у них-то действительно имеется немало письменных и археологических источников для нативистского творчества, в отличие от наших (что, правда, и «цивилизованным» не мешает косячить направо и налево). Косячат. Но у них хотя бы есть реальные описания как чего было и какая-то археология.
Нашим нативистом в этом отношении крайне голодно. Хотя, с другой стороны, отсутствие исторической основы позволяет на полную включать свою неуёмную фантазию. И не только у нас!
К примеру, что касается «виккан», провозглашающих себя потомками древних друидов, - тут тоже можно нафантазироваться вволю, поскольку о друидах неизвестно вообще ничего за исключением свидетельства Юлия Цезаря о том, что они существовали (Записки о Галльской войне). Об их пантеоне и обрядовости источники отсутствуют.
Нашим родноверам тоже непросто: из подлинных источников конечно, известны имена некоторых дохристианских божеств, но до сих пор идут научные споры об их специализации. Есть так же описания некоторых древнеязыческих обрядов (самих по себе достаточно жестоких и страшных), но не сохранилось не только никакого мало-мальского корпуса мифов, но даже и самой древнеславянской божественной иерархии.
Да, бедным русским нативистам приходится много выдумывать, поскольку имеющейся достоверной информации явно недостаточно для сколь-нибудь реалистичных реконструкций. обоснованно говорить о т.н. «древнерусском» язычестве абсолютно невозможно, поскольку когда появились «русские» в общепринятом значении этого слова – язычества на Руси уже, в общем, не существовало, а когда было язычество, – ещё не было русских.
Были разрозненные племена полян, древлян, вятичей, кривичей и прочих этносов (в том числе неславянских), у каждого из которых были свои верования, пантеоны и обряды. Но, хочешь – не хочешь, а единым русским народом все они стали только после крещения Руси.
От апологетов российского нью-язычества можно слышать, что всё письменное и археологическое злостно уничтожено христианами для выкорчёвывания памяти об Исконной Народной Вере.
Однако, как ни крути, всё, что вообще известно о дохристианском язычестве на Руси, - дошло до нас как раз из христианских и исламских источников. Причём, подавляющее большинство имеющейся информации содержат именно православные(!) летописи, которые неизменно попадают под огонь нью-языческой критики.
Только почему ж эти гадкие православные уничтожили о славяно-ариях всё-всё-всё, а взять да и поправить в данном ключе собственные летописи, вымарав упоминания о язычестве, не смогли, - остаётся для публики тайной за семью печатями.
Беда бедучая для наших нью-язычников ещё и в том, что племена, составившие русский народ, достаточно безболезненно для укоренённой веры отказались от идолопоклонничества и восприняли христианство. Вот этот факт как раз железно подтверждается такими полностью независимыми письменными источниками, как берестяные грамоты.
Количество этих найденных подлинно народных письменных свидетельств уже перевалило за тысячу, и некоторые из них весьма древние (старейшие датируются десятым веком н.э.) К их написанию не приложили руку ни Рюриковичи, ни Романовы. Тысячи записей простых людей, предназначенные для себя и друг для друга. Но ни в одной из этих бытовых записок почему-то не упоминается ни одно языческое древнеславянское божество, хотя с момента «насильственной христианизации», по ходу, не миновала ещё и сотня-другая лет. Ни Ярил, не Мокошей… Такая вот «народность».
Кроме невиданной никем за исключением г-на Миролюбова «Велесовой Книги», не так давно проявился ещё один гроссбух с нью-языческими письменами. Его в виде «Славяно-Арийских Вед» явил миру г-н А.Хиневич.
Ясное дело, он тоже списал их с каких-то никому так и не предъявленных для исследования, но, верьте – 100500% существующих древнейших табличек.
По манускриптам г-на А.Хиневича у древних славяно-ариев были в ходу и летучие машины и ещё много чего настолько великого, что достижения всех прочих перед правильными нашими дохристианскими пращурами просто-таки меркнут да и всё.
Между тем, «Веды»-то как раз (не А.Хиневича, а настоящие) это существующее в реальности ритуальное писание арийских племён, и они вполне доступны для ознакомления уже несколько столетий. Правда, арийцы эти не имеют абсолютно никакого отношения ни к нордическому характеру, ни к северу вообще: по факту это иранские племена, которые начали захватывать Индию за полторы тысячи лет до Рождества Христова.
Видимо, собственные пришлось накропать, поскольку эти настоящие, а не А.Хиневичские «Веды», - книга довольно скучная. В ней описываются различные ритуальные действия и атрибуты, напр. каким образом нужно разделывать кобылу для последующего жертвоприношения Индре, какие части оставлять на общее собрание жрецов и т.п., а так же даются некоторые вполне разумные житейские советы наподобие тех, что содержатся еврейской Шульхан-Арух.
Что же касается связи славян и ариев за полторы тысячи лет до нашей эры, то ни в одном из известных источников, к сожалению, нет ясных указаний даже на то, где в реальности в этот период живали те, кто впоследствии стал называться славянами. Предположительно, где-то на северо-востоке Европы, но вряд ли где-то в Иране, или, тем более, в Индии.
Однако, во всей нью-языческой шелухе главным является вовсе не превозношение неизвестных дохристианских предков над всеми остальными, не сказочные ничем неподтверждённые подробности пра-христианской жизни на безграничных просторах дорусской «Руси», и даже не старания занять командные позиции в нью-«древней» религиозной машине.
Нет, хотя и всё это тоже налицо. Главное – в умышленном внесении ещё одной причины для российского раскола в умах за счёт предательства памяти сотни поколений предков, крещёных в православной традиции. Мол, - «они все были дебилами, - забудьте их, а мы тут вам расскажем как и что».
Те, кто направляет этих людей, прекрасно осознают объединяющую роль и древнюю преемственность русской православной церковной традиции, и лезут из кожи вон, чтоб всемерно ослабить это её консолидирующее влияние, дискредитировать, оболгать, поставить под сомнение.
Зачем? – Так надо. Слишком большую роль объединённая христианством Русь играла в мире во все прошедшие времена, включая коммунистические.
Мало кто станет спорить, что и на кодекс нашего «строителя коммунизма» христианская традиция наложила неизгладимую печать. Во многом, именно поэтому Советская Россия не сошла с мировой сцены, как это планировалось зарубежными кураторами русского переворота начала 20 века, а, наоборот, приобрела такое влияние, которого до тех пор никогда не имела.
Но времена нынче другие: нужно, чтобы не в чести были христианское смирение, самоограничения, сочувствие к ближнему, самопожертвование ради людей. Нет, почитаться должна Сила. Деньги. Кайф. О них, а не о борьбе с какими-то там «грехами» надо грезить, читая произведения местных последователей Дж.Гарднера, об этом требуется преклонять колени перед ловко выструганными свеженькими идолами, которые на вид гораздо привлекательней прежних.
О широком внедрении именно этих ценностей ждут отчёта те, кто спать не может спокойно, пока Россия жива.
* В статье использованы материалы профессора православного Свято-Тихоновского университета Александра Леонидовича Дворкина и изображения из открытых источников.
-- 2019 --
Свежие комментарии