— Аня, говорят, что Господь хранит дураков и пьяниц. А как это понимать?
— Вася, понимай это так, что ты в полной безопасности.
За последние два года крупнейший владелец нефтяных активов на континенте ExxonMobil объявил об уходе из Нигерии, Экваториальной Гвинеи, Ганы, Нигера, ЮАР, Чада и Камеруна.
В начале января другая американская компания Chevron своей новой инвестпрограммой подтвердила слухи о планах по выходу из Нигерии.
По скромным подсчетам получается, что американские компании продают около 30% своих активов в Африке. По официальной версии, компании уходят из желтой жаркой Африки, потому что перенаправляют свои усилия на Латинскую Америку. Мол, туда надо все силы бросать. Плечо доставки меньше, да и вообще.
Кроме того, американские ТНК беспокоит укрепление сотрудничества России и Китая со странами Южной и Центральной Америки. В этом свете «домашние» проекты становятся для США приоритетнее африканских.
Есть и еще одна причина. Сейчас США активно раздают «зеленые» деньги. Не в смысле баксов, а в качестве вложений в экологию и новые источники топлива. Чем ближе ТНК будут к домашнему региону, тем больше шансов эти денежки попилить.
Но эти версии выдаются в американских СМИ. А что на самом деле? Неужели, американцы так просто покидают насиженные места? Можно же добывать нефть и в Африке, и в самих Америках. Кому хуже-то?
Проблема в том, что Африка и Латинская Америка являются регионами с очень нестабильной обстановкой. И всерьез работать там можно только под прикрытием армии. А точнее не регулярных войск, а различных ЧВК.
Только в этом случае у компаний может быть гарантия какой-либо стабильной работы. Без военных никто не может гарантировать своевременную и регулярную доставку стратегически важных ресурсов. По крайней мере, на территории другой страны.
Американским компаниям приходится уходить из-за того, что на континенте снижается уровень американского военного присутствия. Терять такие лакомые кусочки навсегда, разумеется, не хочется. Поэтому месторождения тихой сапой продаются через офшоры и прокладки английским компаниям. Смогут корпорации вернуться — отлично. Нет — ну так англичан американцам не жалко.
Свято место, как известно, пусто не бывает. Но для всех правило одно: без военного прикрытия работать в Африке нельзя. Никому. Даже Китаю, кстати.
Как раз время начала ухода американских корпораций совпадает со временем «засветки» неких «музыкантов». Именно они обеспечивают работу как российских компаний, так и китайских, кстати, под прикрытием. Ибо собственных внятных и хорошо работающих ЧВК у Китая почти нет.
Есть такое неслабое подозрение (причем лично у меня оно уже достаточно давно, я не раз про это писала), что США просто выдавливают из Африки. Все больше деля мир и запирая бывшего гегемона на своем континенте.
Перенаправить свои усилия на добычу нефти в Латинскую Америку — история, конечно, интересная. Правда, там тоже есть несколько НО...
Во-первых, нужно то же военное, а также политическое присутствие. Что многим латиноамериканцам не слишком нравится. Попытки идут, как мы недавно видели в Бразилии. Но вот насколько они реально окажутся успешными — так это бабушка надвое сказала. Кстати, это одна из причин, почему работали больше в Африке. Там легче обеспечить военное присутствие.
Вторая причина в том, что по-настоящему США интересует в качестве нефтедобычи только одна страна — Венесуэла. Именно там есть огромные месторождения тяжелой нефти.
Большинство прав на разработку месторождений принадлежат РФ. Причем непосредственно компании, созданной именно под владение венесуэльскими активами. Однако США не оставляют попыток подружиться с Мадуро, главой Венесуэлы. И даже выдали лицензию компании Chevron на добычу тяжелого черного золота. Только с оговоркой, что налоги правительству Венесуэлы платить не будут.
Несмотря на все усилия, реальная добыча тяжелой нефти для США идет с огромным скрипом. Чтобы подстегнуть процесс, США и ЕС обсуждают новый, десятый пакет санкций. В нем, по задумке, должны быть ограничения против российских нефтепродуктов. А именно дизеля и мазута. По предварительным данным, санкции должны вступить в силу 5 февраля.
Если у американцев все получится, тогда стоимость дизельного и мазутного топлива в мире рванет вверх. Тем самым простимулируется налаживание отношений с Венесуэлой.
И вот тут начинается самое интересное.
Понятно, что Мадуро не дурак отказываться от американских денег. Страна-то бедная. И страна под санкциями много лет. А стимулирование спроса должно ускорить налаживание американско-венесуэльских связей. Правда непрофильного, то есть не нефтяного экспорта, в отличие от России, США предложить не может. А в последний год этот экспорт в Россию растет. Рабочие места, знаете ли, везде нужны. И в Венесуэле тоже. Не просто деньги. А деньги и рабочие места, инвестиции. У США с такими предложениями проблемы. А уж тем более, с рынком сбыта.
И для того чтобы воспринимать эти шаги всерьез, американцам кроме снятия санкций придется организовывать там свою военную базу. Или же другим образом вводить свои войска.
Российской базы, официальной, в стране нет. Однако военные присутствуют. Последний раз российские и венесуэльские военные встречались в августе 2022 года. А кто девушку обедает, тот ее и танцует.
Однако обращать внимание надо только на военное сотрудничество. Без него любые договоренности по добыче чего бы то ни было в Латинской Америке являются пшиком. Кстати, так же и в арабских странах. Фиг бы ОПЕК+ пошел против США, если бы их договоренности об охране нефтяных вышек не трещали по швам.
Несомненно, что переломом станет ситуация в стране 404. Однако уже понятно, что как минимум Африка США не достанется в новом многополярном мире. И есть очень большая вероятность, что и от Латинской Америки пиндосов таки отрежут. Просто потому, что у США уже проблемы с вооружением. А даже в лучшие для них времена одними деньгами, без оружия, мир удержать было невозможно.
Свежие комментарии