На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • valeriy
    он Глыба, он прорвавшийся глас народа, народа  от самых низов и не только в нашей стране...Модель Дронова. П...
  • jamas
    В США, Великобритании, Франции, Германии и, вообще, по всей Европе ещё никто не погиб за 11 лет в третьей мировой вой...США настаивают на...
  • jamas
    До тех пор, пока Россия не начнет бить по территориям США, Великобритании, Франции, Германии и, вообще, по всей Европ...США настаивают на...

Новое расследование цареубийства: Заказчики и исполнители

Святые царственные страстотерпцы. Фотоколлаж: tsargrad.tv

Зверское убийство в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года последней русской Царской семьи обросло многими мифами и легендами, но до сих пор в должной мере не осмыслено.

О последнем русском императоре Николае II написаны сотни книг, зачастую диаметрально противоположных по смыслу и содержанию.

Немудрено: советская историография делала всё, чтобы оправдать екатеринбургское преступление – зверскую расправу над Царской семьёй и их приближёнными. Расправу, в деталях которой историки до сих пор путаются, по-разному выстраивая последовательность событий, а также жарко спорят о судьбе останков святых царственных страстотерпцев.

Развенчать мифы о цареубийстве непросто, несмотря на несколько официальных расследований этого дела. Первое из них было проведено ещё в годы Гражданской войны по указанию адмирала Колчака следователем Николаем Соколовым. Второе – следствие 1990-х годов, поспешно проведённое по указанию Ельцина при кураторстве Бориса Немцова, дабы поскорее отчитаться: мол, к 90-летию убийства Царской семьи все точки расставлены, останки захоронены. И наконец, следствие последних лет, которое продолжается вот уже с 2015 года без спешки, но с твёрдым намерением максимально подробно ответить на вопросы, которых пока ещё куда больше, чем ответов.

На часть из этих вопросов, в том числе развенчивая некоторые устоявшиеся мифы, отвечает новый фильм Елены Чавчавадзе "Убийство Романовых. Факты и мифы". Эта документальная лента выйдет на телеканале "Россия-1" 19 июля сразу после программы Владимира Соловьёва. Царьград пообщался с автором фильма ещё до выхода картины в эфир, и в нашей сегодняшней публикации, посвящённой 102-летию екатеринбургской трагедии, поделимся некоторыми из них с нашими читателями.

Уральская трагедия 1918 года: Начало

Царскосельский новомученик: Крестный путь протоиерея Иоанна Кочурова

Для начала важно отметить, что гибель Царской семьи была центральным, но отнюдь не единственным трагическим событием в череде большевистских кровавых беззаконий. Красный террор официально будет объявлен только в сентябре 1918-го, но на Урале он начался гораздо раньше, ещё в июне. Фактически череда убийств началась ещё в 1917 году, когда погибли первые новомученики Церкви Русской. Самым первым среди них стал протоиерей Иоанн Кочуров – священномученик Иоанн Царскосельский, убитый большевиками спустя шесть дней после Октябрьского переворота. В том самом Царском Селе, где незадолго до этого содержалась под арестом последняя русская Царская семья.

К лету 1918-го революционный террор уже бушевал по всей стране, хотя формально смертную казнь большевики отменили лишь 13 июня. И именно в этот день произошло первое убийство члена Дома Романовых. Им стал великий князь Михаил Александрович, родной младший брат последнего императора. Вместе со своим личным секретарём Николаем Джонсоном он был тайно похищен из пермской гостиницы, где проживал под надзором ЧК, вывезен в лес и убит группой чекистов и милиционеров. Убийцы разграбили имущество убитых, а впоследствии каждый открыто бахвалился, что именно он убил великого князя.

Великий князь Михаил Александрович (слева) и Николай Джонсон. Пермь. 1918 год. Фото: pravoslavie.ru

Поначалу большевики пытались скрыть это преступление, распуская слухи о том, что великий князь бежал из Перми и якобы возглавил каких-то белых повстанцев, а потому в монархической среде долгое время сохранялась надежда на то, что Михаил Александрович выжил. Более того, многие из них надеялись, что именно он займёт престол после чаемого ими возрождения монархии. Но, увы, ко дню убийства Царской семьи брат Николая II уже более месяца как находился в безвестной могиле.

Подробности этого преступления, как и детали произошедшего месяц спустя цареубийства автор и эксперты фильма "Убийство Романовых. Факты и мифы" излагают максимально подробно. В том числе вскрывая ранее не известный факт, что Царская семья могла быть убита ещё в июне 1918-го, одновременно с великим князем Михаилом Александровичем. В том числе и поэтому всем интересующимся этими трагическими страницами русской истории стоит порекомендовать его к просмотру.

Цареубийство: Репрессия или убийство?

Вопросы о том, что же произошло в екатеринбургском Доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, начинаются уже с того, как вообще расценивать екатеринбургскую трагедию? Что это? Одно из первых репрессивных действий советской власти или просто уголовное убийство? Конечно, для людей, почитающих Царскую семью как святых царственных страстотерпцев, это не имеет никакого значения, однако ради исторической правды и этот момент важен. В том числе для того, чтобы вскрыть суть новой революционной власти, оказавшейся не просто захватчиками и узурпаторами, но самыми настоящими убийцами-уголовниками.

Казалось бы, ответ на этот вопрос прост: даже если признавать советскую власть не только де-факто, но и де-юре, её органы не произвели никаких судебных действий. Царская семья (император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, цесаревич Алексей и великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия) и приближённые (доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, комнатная девушка Анна Демидова и камердинер Алексей Трупп) были убиты без суда, следствия и приговора постановлением Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

То есть, если проводить параллель с современностью, решение об убийстве одиннадцати человек приняло... региональное заксобрание. Причём не всенародно избранное, а поспешно собранное из революционных активистов. Была ли санкция из Москвы, куда к тому времени уже перебрались Ленин и Свердлов со товарищи, в результате Октябрьского переворота 1917 года объявившие себя всероссийской властью? Здесь историки и юристы до сих пор не пришли к общему мнению.

Впрочем, даже если это была низовая инициатива, московских большевиков случившееся вполне устроило. Уже вечером 18 июля на заседании Совнаркома, одним из ключевых докладчиков которого был Троцкий, было принято решение о расстреле Царской семьи "принять к сведению". Правда, ещё несколько лет советские власти пытались скрыть, что расстреляна вся Царская семья, подтверждая расстрел одного Николая II. Последнее было связано с банальной внешней политикой: нельзя было демонстрировать себя в глазах "западных партнёров" кровавыми тиранами.

Убийцы. Алексей Кабанов, Яков Юровский и Петр Ермаков. Фотографии предоставлены Музеем святой Царской семьи (Екатеринбург)

Заказчики очевидны, но что же представляли из себя сами убийцы? Типичные полууголовные и уголовные элементы, проникшиеся "романтикой" революции: Яков Юровский, Григорий Никулин, Петр Ермаков, Михаил Медведев, Павел Медведев (не братья, но однофамильцы), Алексей Кабанов, Степан Ваганов и Виктор Нетребин. Сведений о том, чтобы хотя бы одного из них впоследствии терзали муки раскаяния, не сохранилось. Но доподлинно известно, что ряд из них вплоть до конца жизни (а некоторые умерли в тяжелейших мучениях) хвастались совершённым, причём бахвалясь тем, что именно они "добивали" государя, государыню и их детей.

Сам вопрос о том, жертвы политических репрессий святые царственные страстотерпцы или банального уголовного убийства, встал в середине нулевых, когда заговорили об их возможной реабилитации. Вопрос чисто юридический, не имеющий значения ни для церковной канонизации погибших, ни для их всенародного почитания. Тем не менее после долгих споров, подлежит ли реабилитации Царская семья, 1 октября 2008 года решение было принято:

Президиум Верховного суда Российской Федерации постановил признать необоснованными репрессии и реабилитировать Романова Николая Александровича, Романову Александру Федоровну, Романову Ольгу Николаевну, Романову Татьяну Николаевну, Романову Марию Николаевну, Романову Анастасию Николаевну и Романова Алексея Николаевича.

По сути, это постановление важно только с одной стороны: современное Государство Российское, являющееся правопреемником государства советского, признало необоснованность и преступность этого события. Реабилитация же убитых, включая несовершеннолетних цесаревича и великих княжон, скорее юридический казус. Ведь даже ненавистники самого Николая II не могут не признавать, что осуждён он не был. Хотя формально ему и пытались вменить мнимую переписку с тайной "офицерской организацией", якобы планировавшей освобождение Царской семьи.

К слову, этой большевистской провокации в фильме "Убийство Романовых. Факты и мифы" уделяется особое внимание. На корявом французском большевик Пётр Войков (да-да, тот самый, в чью честь названы московское метро, район и множество улиц в разных городах России) писал екатеринбургским узникам обнадёживающие письма. В ответ святые царственные страстотерпцы только просили "офицеров" не допустить кровопролития. Но вернёмся к самому екатеринбургскому убийству.

Последний русский император или "гражданин Романов"?

Д/ф "Царская семья. Последний год"

И этот вопрос не праздный. Советская пропаганда долгие годы делала всё, чтобы доказать, что никакого убийства Царской семьи не было. Пропаганда либеральная вторит и сегодня: да, это был отрёкшийся от престола по своей воле "гражданин Романов", арестованный и находившийся под стражей со своей семьёй и прислугой. Цель пропаганды ясна: десакрализировать случившееся. Мол, мало ли репрессий и убийств было и до, и особенно после? От "гражданина Романова" до "негражданина Троцкого".

И именно для того чтобы никто не ставил в одну линию Николая II и "демона революции" Троцкого, необходимо разобраться: кто же был убит в екатеринбургском Доме Ипатьева в ту июльскую ночь 1918 года? Во-первых, уж точно никакой не гражданин РСФСР, чьё гражданство (как и гражданства "керенской" Российской Республики сентября-октября 1917-го) последний русский император никогда не принимал. А вот оставался ли он императором, хотя и лишённым престола?

И здесь снова нет общего мнения историков. И если поначалу спор вёлся о том, было ли отречение добровольным или насильственным, результатом преступного заговора и предательства части царского окружения, в том числе переступивших через присягу высших военных чинов, то в последние годы широко распространилась версия, что отречения не было вообще, а его текст, якобы подписанный Николаем II, – фальшивка. Последняя версия активно разрабатывается историком Петром Мультатули, правнуком убитого императорского повара Ивана Харитонова. Можно не соглашаться с доводами этого исследователя, но в одном он прав совершенно определённо:

События февраля-марта 1917 года были не чем иным, как свержением императора Николая II с прародительского престола; незаконным, совершённым преступным путём, против воли и желания самодержца лишением его власти.

То есть даже если отречение и было подписано самим Николаем II, оно совершенно очевидно было подписано под давлением заговорщиков. Мог ли Государь спустя какое-то время дезавуировать случившееся? Ответ очевиден: он находился под стражей, постоянным давлением и опасением за жизнь своей семьи. А потому, как бы то ни было, до своих последних дней он оставался насильственно свергнутым императором, а его семья – Царской. Для людей же верующих это вне всяких сомнений ещё и потому, что русские цари были помазанниками Божиими, над которыми при чине венчания на царство совершалось миропомазание.

Мог ли кто-то спастись?

Один из самых скандальных вопросов, на основе которого написано немало всевозможной дешёвой беллетристики. Тема журналистских "сенсационных" спекуляций, а также надежд многих искренних почитателей Царской семьи. К сожалению, ответ прост и безнадёжен: нет никаких оснований говорить о возможном спасении кого-либо из страстотерпцев. Хотя неоднократно находились самозванцы, выдававшие себя в основном за великую княжну Анастасию Николаевну и цесаревича Алексея.

Ипатьевский дом. Фото: www.globallookpress.com

По мнению экспертов фильма "Убийство Романовых. Факты и мифы", подобные слухи активно распускались советскими властями, причём не с периферии, а из центра. И сделано это было в тех же внешнеполитических целях, как и попытки представить, будто в Екатеринбурге был расстрелян один Николай II, а его семье удалось спастись.

Судьба екатеринбургских останков

В настоящий момент следствие об убийстве Царской семьи ещё не завершено, а потому согласно действующему законодательству его итоги озвучивать не только рано, но и недопустимо. Однако ввиду особой общественной значимости расследования ещё несколько лет назад было решено раскрыть некоторые его детали. В частности, заключения ряда антропологических экспертиз (результаты экспертизы генетической пока не озвучиваются) по найденным под Екатеринбургом останкам, предположительно принадлежащим святым царственным страстотерпцам и их приближённым, в том числе причисленному к лику святых доктору-новомученику Евгению Боткину.

В фильме Елены Чавчавадзе, который на днях выйдет в эфир, на эту тему сделано очень важное открытие. Сегодня существует широко распространившееся мнение, будто екатеринбургские останки не могут быть подлинными по одной причине: они были полностью уничтожены большевиками – облиты серной кислотой и сожжены в лесу. По мнению специалистов, подобным образом полностью уничтожить тела просто невозможно, однако сама эта версия остаётся очень живучей. Как оказалось, и это – следствие большевистской пропаганды. Так, ещё в 1921 году вышла статья большевика Павла Быкова "Последние дни последнего царя", чей черновик смогли найти создатели фильма "Убийство Романовых. Факты и мифы".

В этом документе заметно, что при редактуре статьи намеренно вымарывались моменты, позволяющие предполагать, что останки святых царственных страстотерпцев могли сохраниться. Например, во фразе "Трупы были частично сожжены" зачёркнуто слово "частично", а слово "зарыли" изменено на "уничтожили". Во фразе же "Поклонникам монархизма не удалось превратить ничтожные останки в нетленные мощи, и они догнивают теперь на горах Урала" последние слова после запятой зачёркнуты.

череп

В овале - зона, где обнаружены последствия двух сабельных ударов. Справа - увеличенное изображение указанной зоны. Фото предоставлено Царьграду профессором Вячеславом Поповым

Эксперты, включая историка и антрополога Дениса Пежемского и медицинского криминалиста профессора Вячеслава Попова, с которыми Царьград в 2018 году подготовил подробные интервью, в которых версия о принадлежности екатеринбургских останков Царской семье и их приближённым выглядит весьма правдоподобной, считают очень важным обнаружение на поверхности черепа, по версии следствия, принадлежащего императору Николаю II, возможного следа от удара саблей, полученного Государем в юности.

Хотя полной уверенности у экспертов пока нет. А потому речи о том, чтобы признать екатеринбургские останки святыми мощами пока еще не стоит. И это дело не следственной группы, а решения Русской Церкви, которое должно быть соборным и не может быть принято очень быстро. Но в чём же относительно случившегося на Урале летом 1918 года можно быть полностью уверенным? По словам профессора Вячеслава Попова, только в одном:

Убийство этих людей, имена которых сегодня ведает только Господь, было совершено при отягчающих обстоятельствах. Не вызывает никаких сомнений, что это было гнуснейшее преступление, которое никакими доводами, в том числе даже революционными, не может быть не только оправдано, но даже смягчено.

Было ли убийство Царской семьи "ритуальным"?

Холмогоров. Итоги: В версии о ритуальном убийстве царя нет никакого антисемитизма

Один из самых спорных и дискуссионных вопросов, основанный на том, что в комнате Дома Ипатьева, где произошла екатеринбургская трагедия, на стенах были обнаружены странные надписи и изображения. Некоторые интерпретируют их как сатанистские, некоторые ищут иудейский каббалистический след, но эксперты следственной группы предполагают, что эти зафиксированные признаки появились уже после свершившейся трагедии. В ту пору, когда злополучная комната была доступна для осмотра, в какие-то дни или недели после расстрела.

Тем не менее следствие рассматривает и эту версию. Для человека же верующего, православного очевидно: даже если сами убийцы не преследовали каких-то оккультных целей, само желание уничтожить весь Дом Романовых, весь род русских царей – уже своего рода антихристианский ритуал. И это подтверждается тем, что ровно сутки спустя после екатеринбургской трагедии свершилась трагедия алапаевская.

В ночь на 18 июля в относительно недалёком от Екатеринбурга Алапаевске большевики совершили очередное зверское преступление. Убийство великой княгини Елизаветы Фёдоровны (родной сестры погибшей императрицы), великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Иоанна Константиновича, Константина Константиновича (младшего) и Игоря Константиновича Романовых; князя Владимира Палея, Фёдора Ремеза (управляющего делами великого князя Сергея Михайловича) и сестры Марфо-Мариинской обители Варвары (Яковлевой), келейницы Елизаветы Фёдоровны.

Дело об убийстве Царской семьи: Открытия и сомнения судебного медика

Икона святых царственных страстотерпцев. Фото: www.globallookpress.com

В заключение стоит повториться, что расследование одной из главных русских трагедий – цареубийства 1918 года – продолжается. Вопросов остаётся немало, но главный ответ очевиден: в те страшные годы и дни Россия сошла с пути своего исторического предназначения. Прошло более сотни лет, и сейчас мы пытаемся вернуться на этот путь. Что видно в том числе и в таких действиях, как появление в Основном законе Государства Российского упоминания веры в Бога и русского народа, а также наших традиционных ценностей, которые в Российской Империи под сомнение никто не ставил.

Сможем ли мы сделать так, чтобы эти положения не остались декларативными, в первую очередь, зависит от нас самих. Ну и конечно, от Промысла Божия и молитв наших Небесных заступников, в том числе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в числе которых и святые царственные страстотерпцы, чья память ныне совершается.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх