Пока трудно однозначно сказать, кто атаковал нефтяные объекты Саудовской Аравии, но можно точно назвать, кому это выгодно – Израилю и США
Латышев Сергей
В течение долгих десятилетий и особенно после создания Израиля в 1948 году Ближний Восток раздирали войны и конфликты.
И если вначале это были в основном войны арабских коалиций с Израилем, который они воспринимали как инородное тело и наглого захватчика палестинских земель, то с некоторых пор противостояние усложнилось.Конфликт с Израилем мусульманских стран стал перерастать в острейшую враждебность между последними, суннитами и шиитами, к чему, безусловно, приложили также руку израильские стратеги. Потому что, когда мусульмане убивают и воюют друг с другом, еврейскому государству никто извне серьёзно не угрожает. До него – и без того имеющего отличную армию и один из крупнейших в мире ядерных потенциалов – ни у кого не доходят руки.
Мало того, на почве неприятия Ирана сунниты, постепенно и не афишируя этого, устанавливают с Израилем вполне рабочие отношения. Враг общего врага если и не становится для суннитских государств другом, то по крайней мере – терпимым партнёром.
Однако американо-израильская политика кровопускания и дестабилизации Ближнего Востока, жертвами которой стали Ирак, Сирия, Йемен и едва не оказался Египет, а также стравливания суннитов и шиитов с целью ослабить Иран и по возможности поменять там режим однажды может дать сбой и привести к страшному конфликту, способному взорвать весь Ближний Восток.
На пороге этого конфликта, развязыванию которого способствует также внутриполитическая ситуация в Израиле и США, активно влияющих на положение дел в регионе, мы и находимся в настоящее время. Так как сложились все условия для того, чтобы он наконец произошёл.
Повод для начала такого конфликта в виде очевидно постановочных атак на танкеры в Персидском заливе – причастность к чему Ирана притягивалась Израилем, Западом и их региональными союзниками за уши и не выглядела убедительной – для этого не подошёл.
Этого, однако, не скажешь о беспрецедентном по технической сложности и исключительно эффективном в плане нанесённого ущерба ударе по нефтяной промышленности Саудовской Аравии. В этом Ирану оправдаться будет намного сложнее, так как на кону – престиж Эр-Рияда.
В среду в ходе транслировавшейся на весь мир пресс-конференции саудиты обвинили Иран в прямой причастности к этой акции. Ответственность за неё сразу же взяли на себя хуситы – йеменские шиитские союзники Тегерана, которым саудиты и их суннитские вассалы объявили истребительную войну, зашедшую в тупик.
Горящие нефтяные объекты Саудовской Аравии могут стать прелюдией к войне с Ираном. Фото: Wei Peiquan/Globallookpress
Что это было?
Основных версий происшедшего две.
Во-первых, это действительно сделали хуситы с помощью иранцев, или просто последние (саудиты утверждают, что беспилотники со взрывчаткой просто не смогли бы долететь из контролируемых хуситами районов до их нефтяных заводов).
Во-вторых, это дерзкая провокация, атака под чужим флагом, за которой стоит Израиль, где давно хотят разобраться с Ираном, экзистенциальным врагом, прежде всего руками арабов, по факту – саудитов (кто-ибо другой не в той весовой категории, струсят или отвертятся), которых для этого нужно страшно разозлить.
Чтобы попытаться разобраться, какая версия правильная и нет ли ещё и других правдоподобных версий, необходимо конкретно рассмотреть позиции основных стран – потенциальных участников заваривающегося конфликта.
Израиль
Победа с помощью России и – это самое страшное – Ирана президента Башара Асада в гражданской войне в Сирии, в которой Израиль, страны Запада, саудиты, многие арабские страны и турки поддерживали, финансировали, вооружали враждебные Дамаску исламистские террористические группировки суннитского толка, создала угрозу резкого усиления иранского присутствия у самых израильских границ.
Она распространяется также на базирующуюся в Ливане «Хезболлу», которая активно помогала Асаду и научилась ещё лучше воевать. Израильтяне считают эту шиитскую группировку очень серьёзным противником.
Кроме того, в Израиле налицо кризис власти: уже вторые выборы подряд приводят к тупиковой ситуации, не позволяя премьер-министру Биньямину Нетаньяху сформировать такое правительство, какое он хочет. Большая война на Ближнем Востоке, которая позволит ослабить «Хезболлу» и Иран, – это, пожалуй, единственное, что поможет этому политику снова оказаться на коне и объединит расколотое израильское общество.
Организовать с помощью своих спецназовцев, подручных террористов или иным образом удары БПЛА по саудовским нефтепромыслам так, чтобы следы этого масштабного экономического теракта вели в Иран, Израилю вполне по силам.
Иран
Тегеран отрицает свою причастность к нападению и заявляет, что саудиты на самом деле не доказали, что атака на их нефтяные объекты была проведена из южной части Ирана с применением дронов и крылатых ракет.
Тот факт (или не факт), что при нападении применялось оружие иранского производства, также не может быть неоспоримым доказательством, так как его достаточно и в Йемене, и в Сирии, и в других странах региона. Им мог воспользоваться кто угодно, а потом продемонстрировать обломки в виде вещдоков.
Иранским опровержениям в данном случае можно как верить, так и не верить. Кремль, например, призывает «не делать поспешных выводов». Однако в случае с недавними атаками на танкеры имелась практически полная уверенность в том, что их иранцам приписывают: инсценировка была весьма топорной, приуроченной к конкретным политическим событиям и очевидно преследовала цель скомпрометировать Тегеран в глазах Европы и Японии, бизнес-интересы которых в Иране сильно пострадали от американских санкций.
Что же касается горящих предприятий Saudi Aramco, то тут не всё так просто. Если это не работа Израиля или США, то хуситы, какими бы они ни были прекрасными воинами, не смогли бы провести эту сложнейшую операцию без иранских экспертов.
Иран устал, разочарован трусостью Европы, фактически «прогнувшейся» перед лицом американских вторичных санкций, и уже несёт по этой причине огромные убытки. Тегеран разочарован также двуличием международных участников заключённой с ним ядерной сделки, в том числе России, потому что требуют продолжать соблюдать её в условиях, когда американцы лишили Иран почти всех выгод, из неё вытекавших.
Израильскому премьеру Биньямину Нетаньяху без войны на Ближнем Востоке не удержаться у власти. Фото: Ilia Yefimovich/Globallookpress
Иранцам всё труднее становится терпеть избирательный «гуманизм» Запада, который оплакивает убитых, в том числе террористов, в Сирии, но закрывает глаза и в упор не видит жесточайших репрессий против хуситов, устроенных саудитами и их союзниками в Йемене.
На днях иранское руководство впервые официально и открыто приняло представителей последних и провело с ними переговоры. Это можно истолковать как сигнал, что Тегеран, которому уже нечего терять по причине почти полного выхолащивания всех выгод от ядерной сделки, не намерен терпеть такое в дальнейшем.
Наиболее непримиримая к Западу часть иранского истеблишмента давно требует смены курса. Поэтому вовсе нельзя исключать, что Иран действительно стоит за атаками на саудовскую «нефтянку», ущерб от которых, как ожидается, составит несколько миллиардов долларов.
Вероятная цель этого – поднять для Эр-Рияда цену его политики, заставить задуматься о том, чтобы закончить кровавую йеменскую войну, отбить всякое желание участвовать в будущих антииранских провокациях США, которые, безусловно, готовятся. Это также может быть и сигналом Европе: «Ваша трусость может всем очень дорого обойтись. Соблюдайте ядерную сделку, а иначе...»
Саудовская Аравия
Трудно представить себе, что горящие нефтяные объекты саудитов – это такая же мистификация, как и обвешанные минами танкеры, что на самом деле никаких атак дронами и крылатыми ракетами не было, хотя такая версия тоже существует. У Саудовской Аравии сложное финансовое положение и подмоченная международная репутация, в частности, диким убийством в Стамбуле оппозиционера Джамаля Хашогги.
Она завязла и несёт большие потери в разорительной войне в Йемене. Эта страна приступила к давно назревшим, очень трудным внутренним реформам, вызывающим сильное сопротивление – как местной реакции, так и Запада, который больше устраивает обскурантистская Саудовская Аравия, к которой там привыкли.
В королевстве вот-вот придёт к власти молодой и амбициозный правитель – наследный принц Мухаммед ибн Салман Аль Сауд, который тоже не устраивает Запад, особенно США, где вообще не любят сильных лидеров. В этой ситуации любые резкие телодвижения на международной арене и в региональной политике нежелательны. Война с Ираном всё может сорвать и испортить. Но кому-то явно очень хотелось бы (и во многом по вышеуказанным причинам), чтобы она состоялась.
США
Помимо Израиля в этой войне заинтересованы только США, но чуть позже – поближе к президентским выборам 2020 года, так как она позволит победить на них безо всяких усилий нынешнему хозяину Белого дома. Поэтому прямого участия США в этих событиях, жертвами которых должны стать и Иран, и Саудовская Аравия, нельзя исключать.
Американцам, заинтересованным в саудовцах как в покупателях своего оружия и в их стране как в базе и одном из основных участников сокрушения Ирана, было бы легче всех организовать погром саудовской нефтяной отрасли. На чём США, как один из ведущих в мире экспортёров углеводородов, ещё и неплохо заработают. Американцы могли бы напустить дронов на саудитов и из Ирака, и из Кувейта, да мало ли где ещё у них есть в регионе военные базы.
Война с Ираном помогла бы президенту США Дональду Трампу без проблем переизбраться в 2020 году. Фото: White House/Globallookpress
Реакция Вашингтона на эту тёмную историю вполне подтверждает эту версию. Президент Дональд Трамп не сразу указал на Иран пальцем, первоначально заявлял, что США не хотят ни с кем воевать, но затем, якобы под давлением объективных доказательств иранской причастности, счёл военные действия равнозначным ответом на атаку предприятий Saudi Aramcо, после чего королевство «временно» сократило добычу нефти в два раза.
Если проанализировать, что говорил по данному вопросу президент Трамп, то получается, что США не хотят войны с Ираном прямо сейчас, так как для этого у них в регионе нет в данный момент достаточных сил, хотя какую-то военную «акцию возмездия» нельзя исключать.
Но американцы вовсю приступили к формированию широкой антииранской коалиции по типу той, что была в своё время сформирована против Ирака. В ноябре они планируют с рядом стран начать «патрулирование» Персидского залива. Расчёт явно на то, что к следующим президентским выборам этот «плод созреет»…
Зачем всё это нужно американцам? Затем, что они хотят по-прежнему диктовать миру всё. И если им самим не удаётся стать сильнее, они делают всё для того, чтобы другие стали слабее. Ведь цели глобального доминирования можно достичь и таким образом.
Свежие комментарии