На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 618 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Попов
    АНГЛОЗАСРАНКА тявкает, но остаётся МОСЬКОЙ.На британских бол...
  • Владимир Тихомиров
    Бронза не металл...Но Западу от этого не легче. Проблемы нарастают как снежный ком. Да беда ещё в том,что их управлен...Не Европа, а Евра...
  • Алекс Сэм
    Мечты, мечты кто же позволит России уничтожить западных политиков - марионеток наднациональных корпораций и тайных об...Момент истины

Беспилотная авиация как альтернатива пилотируемой: способен ли дрон заменить вертолёт на поле боя?

Современные конфликты очень серьёзно сказываются на эффективности некоторых типов вооружения, а порой заставляют и вовсе задуматься об их необходимости. И если раньше подобные разговоры в основном касались танков, то сейчас добрались и до вертолётов. Сегодня обсудим, нужны ли винтокрылые машины на поле боя и можно ли их заменить беспилотной авиацией целиком и полностью.

Источник: Пресс-служба МО.

Приветствую на канале!

Сразу оговоримся, что разговор пойдёт исключительно про ударные вертолёты - транспортно-боевые и им подобные под обсуждение не подпадают, так как их предназначения абсолютно иное. К боевым же появляются претензии, в основном из-за тотального превосходства беспилотников на переднем крае - зачем рисковать дорогущей машиной и экипажем, если можно послать относительно недорогую "машинку" на пульте управления? Отчасти это так, но не стоит забывать неоспоримые плюсы винтокрылых.

Например, у них гораздо больше вооружения, чем у любого ударного дрона. Тот же Ка-52М, благодаря открытой архитектуре, может применять чуть ли не весь спектр ракет, доступных ВКС, включая уж совсем экзотические варианты - Р-73, Х-35У и тому подобное. Последний может работать не только как дозвуковая ПКР, но и вполне себе атаковать любые другие цели, включая РЛС.

А что беспилотники? У наших самых ходовых машин арсенал куда скромнее и в основном представлен Х-БПЛА, являющейся авиационным вариантом "Корнета". Есть ещё КАБы малых весовых категорий, и на этом, пожалуй, всё. С другой стороны, а нужно ли им расширение арсенала?

Вторым и очень весомым плюсом вертолётов выступает очень широкий набор средств обнаружения, например, радиолокационных станций.

У модернизированного "Аллигатора" их сразу две, и обе выполнены по технологии АФАР - основная и дополнительная, кругового обзора.

Источник: ГК "Кронштадт".

Да, у беспилотников тоже всё имеется, но в отличие от вертолётов, выступает опцией - необходимо докупать отдельно и заранее обговаривать. Это как плюс, влияющий на ценник, так и минус - далеко не всегда нужный модуль может оказаться там, где он нужен.

Кстати о ценнике - очевидно, что вертолёт дороже ввиду большего наличия высокотехнологичной "начинки", но вот насколько? Ценник Ка-52М известен и не скрывается - это примерно 1.1 млрд рублей, плюс-минус. А вот с дронами всё куда сложнее - тот же "Орион" нигде не фигурирует, однако ряд экспертов полагают, что его цена примерно 10 млн долларов, а значит около 850 млн рублей. Вот только в один комплект входит аж три машины минимум, плюс пункт управления и все средства обслуживания, тогда как вертолёт один, а вооружение в состав не входит. И вот тут возникает интересная ситуация - вместо трёх Ка-52М можно закупить четыре базовых комплекта "Ориона", или 12 ударных беспилотников в итоге. Что из этого лучше?

Вопрос сложный. Всё-таки вертолёт куда более гибкая в плане действий машина, у которой есть множество не самых очевидных плюсов. Ну, например, летает он низко, что порой попросту необходимо для выполнения некоторых задач - сбить тот же "Орион" в разы проще, если есть чем ("Байрактар" соврать не даст). Существует ещё один немаловажный фактор - скорость принятия решения. В какой-нибудь скоротечной ситуации пилот отреагирует в разы быстрее, чем цепочка дрон-оператор-дрон. Звучит притянуто, пока не вспомнишь про средства РЭБ - далеко не всегда есть возможность применить беспилотник, как бы этого не хотелось.

Источник: Пресс-служба МО.

Получается дилемма - и вертолёт, и беспилотник хороши, в зависимости от ситуации.

При грамотном применении обе машины работают как надо, и в целом вопрос можно закрывать, но можно пойти дальше. Очевидно, что для повышения эффективности обоих подходов, было бы неплохо их совместить. Например, сделать из Ка-52М носителя малогабаритных дронов, который управлял бы ими на большом расстоянии. А что? У него и задатки под это есть - подсистема АС-БПЛА, устанавливаемая на М-версию изначально. Правда сейчас её применяют для управления ЛМУР, что опять же плюс в сторону винтокрылых, но ничто не мешает использовать технику по назначению.

Вообще, было бы неплохо увидеть нечто подобное, что сейчас реализуется на Су-57 под названием С-71М "Монохром".

Если кратко, то это беспилотник с турбореактивным двигателем, больше напоминающий крылатую ракету. В этом-то и плюс - он способен вести разведку, и даже вернуться обратно, но и нанести удар способен. Вроде бы просто, но нет - в связке с "Монохромом" работает С-71К "Ковёр", главным отличием которого выступает цена - он гораздо дешевле, не имеет продвинутых средств поиска и прочего. Вот только его возвращение домой никто не предполагает, и по сути это крылатая ракета под управлением "Монохрома". Скрытность на высоте - оба изделия выполнены по технологии "Стелс", причём с явным акцентом на снижение ИК-заметности.

Увидеть нечто подобное на Ка-52М было бы как минимум интересно.

Источник: АО "Сухой".

В качестве заключения хотелось бы вспомнить ещё одну недавно проявившую себя особенность винтокрылых машин - это возможность охотиться на беспилотники. Как ни крути, но наличие двух АФАР-радаров вкупе с недорогими ракетами от "Вербы" могут сыграть свою роль в отражении массированных налётов, что уже было неоднократно продемонстрировано на практике. Так что рано списывать вертолёты со счетов, но и проявлять гибкость подхода необходимо.

______________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх