На днях Минфин открыл нам цифры использования Фонда Национального благосостояния. И надо сказать, что приятного в них мало. Это просто прекрасный повод, для различных критиканов действий нашего президента, говорить "А мы же предупреждали". Тут надо сразу сказать, что всегда надо понимать, цифры в экономике, это не цифры в простой математике. Для того чтобы их понять и анализировать, нужна не только голая цифра, но и понимание других факторов. В противном случае очень легко неправильно понять.
Чем же должны напугать цифры из ФНБ, как это хочет показать часть, в основном либерально ориентированных СМИ. Главная причина для паники, это существенное сокращение ликвидных активов, которые сейчас составляют всего 5 трлн. рублей (при общем объеме ФНБ почти 12 трлн. рублей). Ликвидная часть это золото и иностранная валюта. За время с начала известных событий ликвидная часть сократилась на 3,7 трлн. рублей. Алгоритм разгона панических настроений понятен. Ведь такими темпами через пару лет у нас не должно остаться никаких резервов. И если, не дай Бог упадут цены на нефть, то мы "разоримся и по миру пойдем" или придется либо сокращать бюджет ( а это в первую очередь коснется социалки и проектов развития), либо распродавать госактивы.
В общем беда бедовая грозит нашей Родине, в то время как Путин с гордостью заявляет про развитие экономики и уже 5-е место в мире. Получается наш президент скрывает от нас горькую правду о состоянии нашей экономики и молчит о проблемах, которые уже принимают угрожающий характер.
Но так ли всё плохо на самом деле. Вернее правильнее сказать, а с чего кто-то решил что все плохо. Ведь это типичный случай простого манипулирования цифрами, с целью воздействовать на общество в негативном плане.
Как я писал выше, цифры в экономике требуют особого взгляда. Для их анализа нужно рассмотреть множество факторов. И порой результат анализа не соответствует первому впечатлению.
Для начала надо понять, что сам ФНБ это совсем не обязательная для государства вещь. Более того, многие прогрессивные экономисты считают её глупой затеей Кудрина, сделанной под влиянием Запада, чтобы замедлить ход экономического развития страны. Фактически государство изымает средства, которые могло бы использовать для развития.
Во вторых, выражение ликвидная часть, совсем не значит, что другая часть неликвидная. Просто для её перевода в деньги или золото понадобиться небольшое время. Так что резервы государства определяются всем ФНБ, а не только его ликвидной частью.
В-третьих, важно не само наличие ФНБ, а то на какие цели он тратится. Если потраченные средства вложены в реальное производство, то они не только вернутся полностью, но и приведут к увеличению бюджета. Именно на эти цели и были направлены те 3,7 трлн рублей. Что является абсолютно грамотным решением. Ведь от денег тогда есть смысл, когда они работают и приносят прибыль. Так что суммы потраченные в 2022-2023 годах уже в следующем году начнут давать отдачу (а часть из них уже дают). Прошу обратить внимание, что если доходная часть бюджета России на 2023 год была заложена на уровне 26 трлн. рублей (при расходной части 29 трлн. рублей), то на 2024 год запланировано уже 35 трлн. доходной части (при расходной 36.7 трлн. рублей). Понятно, что в увеличении бюджета (при сохранении ставки налогов, что особенно важно) сразу на 9 трлн. не только средства от модернизации промышленности, но, в том числе и они.
В-четвертых, по мере того, как Россия развивает собственную промышленность и переходит на расчеты в национальных валютах, печатный станок становится не менее важным средством поддержки экономики, чем ФНБ. И чем больше будет локализация производства внутри России тем значение ФНБ будет сокращаться.
В-пятых, в расчет бюджета заложена цена нефти в районе 60 долларов. С учетом взаимодействия России в ОПЕК+, вероятность что она упадет намного ниже минимальная. И дело даже не в ОПЭК+. 60 долларов, это фактически порог рентабельности для американских сланцевиков. В краткосрочной перспективе они может и могут поиграть на понижение цены, но долго держать такую цену не смогут, так как это приведет к их разорению. Это, наверное, самая веская гарантия того, что никаких глобальных катаклизмов с ценой на нефть не будет. Так что особо переживать, что бюджет не справится при низких ценах не стоит. Тем более, что доля нефтегазовых доходов бюджета неуклонно сокращается. Тут снова стоит обратить внимание, что рост обрабатывающей промышленности в 2023 году составил более 10%
Как видите сейчас это менее трети всех доходов федерального бюджета, а по расчетам бюджета на 2024 год она уже составит около 22% и эта тенденция будет сохраняться по мере роста промышленного производства.
Мы уже давно не страна-бензоколонка как пытаются рассказывать некоторые. Так что не стоит пугать падением этих доходов. Это тем более смешно на фоне тех проблем с логистикой перевозок, которые сейчас существуют в мире.
Таким образом, президент не говорит нам на эту тему по простой причине. Она сама по себе не стоит этого. Это полностью придуманная проблема имеющая цель, при помощи жонглирования цифрами пытаться раскачать общество. Ожидать другого в преддверии выборов президента от наших противников было бы наивно.
Свежие комментарии