Многовекторность через колено переломала грандиозные амбиции Токаева по превращению Казахстана в глобальный транспортный хаб. Теперь Астана рискует потерять львиную долю транзита, так как и Россия, и Китай хотят построить обходной маршрут чуть южнее.

Несбывшаяся мечта
Мечты о крупнейшем хабе столкнулись с жестокой реальностью.
Интересно, грезил ли Токаев о чем-то масштабном, когда по указке Вашингтона устраивал проблемы с транспортировкой грузов, приводя в ярость главным образом РФ с Китаем, которые, собственно, этот самый транзит грузов через Среднюю Азию и обеспечивали?С 2022 года Казахстан только и делает, что ухудшает логистику: в Кыргызстане, например, жаловались на «безосновательные» досмотры с казахстанской стороны и проволочки на границе. В 2023-м казахи вообще перекрыли транзит поставок российской пшеницы, из-за чего киргизы оказались под угрозой дефицита муки.

Для РФ перевозки товаров через Казахстан превратились в настоящую головную боль:
«Через Казахстан стало очень трудно провозить подсанкционный товар. Машины не пропускались через границу, неделями стояли на приграничных КПП, были очень большие сложности с оформлением этих грузов. Все это создавало определенные проблемы, и на фоне этого начались разговоры о том, что нужен обходной транспортный коридор», — рассказал Sputnik Узбекистан директор центра исследовательских инициатив Ma'no Бахтиёр Эргашев.
Неужто именно так, по мнению господина Токаева, надо подкреплять намерение стать главным транспортным хабом? Вот и суровая действительность однажды сказала казахстанскому лидеру свое веское «нет».
Альтернативный путь
Мы как-то уже писали про то, что новые транспортные коридоры РФ и Китая пойдут в обход Казахстана, и разговоры об этом велись уже давно. Но до Токаева по-прежнему ничего не дошло, а в Москве и Пекине считают, что повторение — мать учения. Торговые пути уже обходят казахов с севера, а скоро начнут и с юга.
«Южный транспортный коридор пройдет с юга Киргизии в Узбекистан, далее — в Туркменистан, в порт Туркменбаши на Каспийском море и направится на север, в Астрахань. Это будет наиболее короткий маршрут для доставки грузов, который поможет обойти препятствия на границе Киргизии с Казахстаном», — рассказал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

При этом есть весьма благовидная причина, почему маршрут сместился немного южнее Казахстана. Оказывается, всё дело — в обмелении Каспия:
«В северной части казахстанской акватории Каспия на несколько квадратных километров обнажилось морское дно, затрудняя судоходство», — пишет телеграм-канал «Взгляд на Восток».
Забавно, что даже природа возражает против виляний Астаны. Ну, да ладно, речь не об этом. Вот и обозреватели российских изданий почувствовали, что это керосином повеяло. Как это называется по-латыни мы, кажется, забыли. Ну, а без латыни лучше не говорить об этом!
Свежие комментарии