На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 618 подписчиков

Свежие комментарии

  • Регина Толстоброва
    В одну яму и зарыть этих убийц и нацистов. Возиться с ними еще. они что делали с нашими  солдатами?Россия может пойт...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Прочитайте статью полностью и внимательно,  а потом пишите комментарийНе Европа, а Евра...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Игорь, статья вообще-то не о бронзе, не поленитесь и прочитайте, пожалуйста, внимательно и полностью!Не Европа, а Евра...

Юрий Соломин: «Большой корабль всегда идёт своим ходом»

К 90-летию художественного руководителя Государственного академического Малого театра России
Нина Катаева
Юрий Соломин: «Большой корабль всегда идёт своим ходом»

35 лет Мастер руководил Малым театром. В честь его юбилея коллектив подготовил выставку «Малый театр. Мой дом – Моя судьба», которая откроется на Цветном бульваре, а также 24 июня на Исторической сцене состоится гала-концерт с участием всей труппы.

В самом же театре к юбилею Юрия Соломина открыли его мемориальный кабинет.

...Кабинет Юрия Мефодьевича – просторный и светлый, и всё в нём напоминает о том, что начинался Малый театр как императорский. На полу – персидский ковер синих тонов, он здесь с 1947 года. Антикварная мебель –самых разных времён, например, стулья из карельской березы помнят ещё императорский период, а диванчику довелось даже поучаствовать в спектакле «Горе от ума». В основном, – мебель самого театра, редко что приобреталось специально, разве что, рабочее кресло.

Среди обстановки немало подарков, например, кресло с высокой спинкой, похожее на трон, – презент японской делегации. Есть подарки учеников. «Кабинет был абсолютно рабочим пространством, в котором Юрий Мефодьевич проводил большую часть своей жизни, и мы постарались сохранить его таким, каким он был при нём», – рассказывает начальник Музейно-информационного центра театра Татьяна Крупенникова. 

Грядёт 270-й юбилейный сезон. Более 60 лет театр был связан с именем Юрия Соломина. Он пришёл в него в 1957 году как артист, сыграл огромное количество ролей. Среди них – сделавшую его знаменитым – царя Фёдора Иоанновича. Его облачение стало одним из значимых экспонатов кабинета.

 

Интересна история создания этой роли. Поставил спектакль, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли, Борис Равенских, имевший репутацию режиссёра-диктатора. Спектакль шёл с оглушительным успехом, но Смоктуновский ушёл во МХАТ, и Соломину за десять дней пришлось осваивать сложнейшую роль. «Это было уникальное исполнение, – говорит Крупенникова, – абсолютно не похожее на то, что играл предшественник. На сцене был царь, совестливый русский человек с огромным сердцем, который мучился от того, что власть невозможна без крови и зла». Эту роль Соломин играл около 30 лет. Сегодня царская бархатная накидка, украшенная позолотой и камнями, задаёт тон экспозиции.

Справа от входа в кабинет, в специальном шкафчике – награды Соломина. Их так много, что разместить решили лишь пятую часть, самые дорогие для артиста: медаль Героя Труда РФ, Орден «За заслуги перед Отечеством» и медаль «За честь и достоинство», полученную в Чите, откуда юбиляр был родом. Здесь же несколько фото с высокопоставленными лицами. На особом счету – «Золотая маска» и Орден Восходящего солнца. С Японией у артиста было связано очень много, одна из самых знаменитых киноролей Соломина – Арсеньев в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала». На открытии кабинета показали открытки, которыми Куросава долгие годы поздравлял Соломина со всеми праздниками. Зная, как артист любит животных, тот часто рисовал собачек и кошечек, изваяния их можно видеть в разных местах кабинета. Одно время красовалось здесь и знаменитое изображение тигра, которого Куросава нарисовал буквально за ночь, торопясь к дню рождения «Соломина-сан». Экспонируется и работа Юрия Ракши, посвящённая фильму.

«Артисты свято чтут профессиональные заветы руководителя, – говорит директор Малого театра Тамара Михайлова, – в коллективе бережно относятся к заведенному им укладу жизни. Открывая в честь юбилея Юрия Мефодьевича новое экспозиционное пространство, мы незримо чувствуем его присутствие».

И это – правда. Присутствие Соломина чувствуется во всём, и прежде всего, в тех портретах и фотографиях, которые украшают кабинет. Над рабочим столом прижизненный портрет Михаила Семёновича Щепкина, одного из основоположников русской актёрской школы, написанный Николаем Невревым по заказу Третьякова. На стене справа – портреты актёров Малого театра Веры Пашенной, учительницы Юрия Соломина, и Александра Ленского, учителя Пашенной. На мольбертах под портретами две исторические фотографии, зримо воплощающие такое понятие, как «передача традиций в Малом театре». На одной – Александр Павлович Ленский приветствует в театре свою любимую ученицу Веру Николаевну Пашенную, на другой – Вера Николаевна, в окружении своих учеников, держит за руку любимого ученика Юрия Соломина. Есть фото со знаменитыми «стариками», с торжественными юбилейными заседаниями труппы на сцене. «Вот так традиции, о которых во всех интервью говорил наш худрук, буквально из рук в руки передаются в Малом театре, – говорит Крупенникова. – На фото видим то, что сделало Соломина тем худруком, артистом и режиссёром, которого мы знаем, – это Школа, которую он прошёл в Высшем театральном училище им. Щепкина». 

Преподавать Юрий Мефодьевич начал в 60-е годы, и сейчас в труппе Малого театра работает более сорока его учеников – от первых выпускников, таких как народные артисты России Василий Бочкарёв и Людмила Полякова, до молодёжи – Варвары Шаталовой и Владимира Тяптушкина, играющих ведущие роли. 

Вспоминали на открытии кабинета и такие его слова: «Малый театр – это большой корабль, который идёт своим ходом, потому что у него слишком большая и важная историческая основа, тот фундамент, который заложили ещё в XIX столетии, и закладывали дальше выдающиеся артисты и режиссёры. Мы не можем отклоняться от этого пути, он для нас единственно верный и правильный». При этом, подчёркивают, Соломин был открыт новым течениям в режиссуре и всем предложениям, с которыми к нему приходили, например, предлагая создать серию роликов про «связь времён», где хотели рассказать о спектаклях в совершенно неожиданной для Малого театра манере. Он говорил: «Покажите, если это достойно, дадим дорогу». Он никогда не препятствовал новому, но прекрасно понимал, как важно сохранять традиции.

Документы, рассказывают о ролях Соломина-актёра в «Живом трупе» Толстого и «Лешем» Чехова, интересно разглядывать пометки, которые делал артист, готовясь выйти к зрителям. Видим и первую его роль в спектакле «Когда горит сердце» – «без ниточки», как говорили в императорском театре, то есть, настолько маленькую, что умещалась на одном листочке, не надо было сшивать с другими. Среди документов студенческий билет Юрия Мефодьевича и пропуск в Малый театр. Здесь же тетрадь для записей – «Киргизская студия», в которой описана работа с его первым курсом в училище. А спектакль Соломина «Ревизор», визитная карточка Малого театра на данный момент, идёт с постоянными аншлагами, в последние годы каждый сезон открывают именно им.

А вот переписка Соломина со зрителями. Особенно дорожил он письмами своей первой учительницы из Читы, которая, как он говорил, «помогала ученикам становиться людьми». Рассказывал, как она подкармливала их в тяжёлое послевоенное время. Переписывались они всю жизнь, она разбирала его роли как профессиональный критик, и он обязательно отвечал. Так, в одном из писем извинялась за то, что не сразу отреагировала на фильм с его участием «Адъютант его Превосходительства...» Обращает на себя внимание карандашный портрет Соломина, сделанный пятиклассницей из 41 школы города Николаева. На обороте – письмо, в котором школьница пишет о том, что несколько раз смотрела сериал «Адъютант его Превосходительства», и что его герой для неё образец того, каким должен быть настоящий человек, на которого нужно равняться.

Крупенникова показывает легендарную тарелку, которую выпустили к 125-летию Малого театра в 1949 году. К этой дате был создан и документальный фильм «Мастера Малого театра», который в далёкой Чите увидел школьник Юра Соломин и заявил, что поступать будет только в Щепкинское училище. Потому что хочет «попасть к этим людям». 

В театре планируют сделать кабинет худрука музейным пространством: экскурсии будут проходить каждую субботу, вплоть до конца июля, а потом они станут частью постоянных экскурсионных программ. После экскурсий со зрителями будут встречаться актёры и режиссёры, работавшие с Соломиным. 

«А встречи Юрия Мефодьевича с посетителями, вот за этим овальным столом, никогда не проходили формально, – замечает главный режиссёр театра Алексей Дубровский, – как радушный хозяин, он всегда говорил: "А налейте нам чаю, дайте конфет", и от этой благодатной атмосферы зависело многое в нашем театре». Так что мы не просто так назвали выставку "Малый театр. Мой дом – моя семья"».

 …4 ноября 2023 года Юрий Мефодьевич собирался приехать в театр, и прямо у машины у него случился инсульт. В Боткинскую его доставили быстро, и все очень надеялись, что всё обойдется, но 11 января 2024 года Юрия Мефодьевича не стало...

Специально для «Столетия» 

Фото Владимира Коробицына

Ссылка на первоисточник
наверх