Уже в конце XIX века было обнаружено, что радиоволны отражаются от металлических поверхностей. Идея радиолокатора оказалась запатентованной еще в 1905 году. Из статьи вы узнаете, как развивалась радиолокация — от опытов Герца и Попова до современности, когда сеть раннего предупреждения о нападении — важнейшая часть стратегических оборонных систем государств.
Первый работоспособный блок РЛС, созданный Робертом Уотсон-Уоттом и его командой Фото: Elektrik Fanne, ru.wikipedia.org
От возникновения идеи до массового применения радаров прошло около 40 лет. Германский патент на идею радиолокатора был выдан в 1905 году Кристиану Хюльсмейеру.
В США патент был выдан в 1933 году Хайланду, Тейлору и Юнгу.
В СССР первый радар был создан в 1934 году в Ленинграде. Установку назвали РУС (радиоулавливатель самолетов).
Исследования радиолокации шли и в Германии, Великобритании и США. Дальше всего в этих исследованиях продвинулись англичане, наверное, именно поэтому устройство назвали радаром:
* radar — от radio detection and ranging, что в переводе означает «радиообнаружение и измерение дальности».
Радиолокационная станция «Chain home» Фото: ru.wikipedia.org
К началу Второй мировой войны восточное побережье Англии было прикрыто цепочкой из 20 радиолокационых станций, названной «Цепной дом». Станции были стационарные. Радиолокационная защита Англии совершенствовалась всю войну.
Для защиты Германии от стратегических бомбардировок западных союзников немцы создали «линию Каммхубера». Радары этой оборонительной системы обнаруживали вражеские бомбардировщики и выдавали зенитным орудиям батарей ПВО информацию о дальности, высоте и скорости самолетов врага.
Оборона оказалась настолько эффективной, что уже в феврале 1942 года англичане вынуждены были провести операцию «Брюневаль», в ходе которой английским коммандос удалось узнать параметры работы немецких радаров, после чего англичане начали забивать рабочие частоты немецких радаров радиошумом. Источники помех ставили на бомбардировщики.
Так англичане научились временно «выключать» вражескую систему радиообнаружения. Исследовав обломки сбитых самолетов, англичане тоже взяли на вооружение новое средство ведения войны.
Активно применялись радары и на флоте. Правда, их антенны не были защищены от осколков снарядов. Именно отсутствие на корабле исправного радара привело к гибели в самом конце декабря 1943 года линкора «Шарнхорст». Он пытался атаковать северные конвои союзников RA 55A и JW 55B, однако у англичан в прикрытии был линкор «Дюк оф Йорк» и крейсера «Белфаст», «Норфолк» и «Шеффилд».
Чарльз Тёрнер, «Гибель „Шарнхорста“, 26 декабря 1943 года» Фото: twitter.com
Немецкий линкор выманили, заставили выйти в море из защищенной базы в Норвегии, подставив ему в качестве приманки целый конвой. Затем английский линкор отрезал ему отход на базу. Координация ударов англичан была бы невозможна, если бы у них не было самых лучших в то время радаров.
Бой проходил в кромешной тьме. После того как англичанам удалось повредить силовую установку «Шарнхорста» и тот сильно сбавил ход, его просто расстреляли с дальней дистанции, ибо он своих радаров был уже лишен, а радары линкора обеспечивали ему возможность корректировки стрельбы в условиях полярной ночи.
Радары помогли западным союзникам выиграть войну в Атлантике. Самолеты, вооруженные радарами, были способны увидеть немецкую подлодку и ночью, и сквозь тучи, а радиолокационные прицелы позволяли ее уничтожить метко сброшенной бомбой. Причем немецкая подлодка, ставшая жертвой, до последнего момента не знала, что вот-вот будет уничтожена.
В СССР перед началом Великой Отечественной на боевом дежурстве стояли комплексы РУС-2, входившие в состав ПВО Москвы и Ленинграда. Установки сделали для защиты страны очень много, активно участвуя в отражении массовых ночных налетов на Москву и Ленинград.
Радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» на поворотной платформе Фото: kolesa.ru
Они видели вражеские самолеты за 150 км, когда те еще летели над оккупированной территорией, определяли высоту, скорость и направление полета групп вражеских бомбардировщиков и наводили на них истребителей-ночников, а при дальнейшем приближении — давали параметры для стрельбы на зенитные батареи ПВО.
Я читал признание одного сбитого зенитками и попавшего в плен немецкого летчика, который сказал буквально: «Я бомбил города врага с самого начала войны и никогда не обращал внимание на зенитный огонь врага. А тут меня сбили в первом же бою, да еще и ночью».
В Ленинграде обстановка была намного более опасной, бомбардировки его и Кронштадта были намного более яростными.
Но и тут помощь радиолокаторов была огромна. Они видели вражеские бомбардировщики с того момента, как те взлетали со своих аэродромов, видели, как они строились в колонны, видели их маршрут — и все данные передавали в ПВО города.
Уже при подлете к цели врага ожидали заранее взлетевшие и правильно нацеленные наши истребители. К сожалению, наших истребителей там было слишком мало, потому бомбардировки смогли нанести большой ущерб и Ленинграду, и Кронштадту.
Памятник в Токсово во Всеволожском районе Ленинградской области, на месте расположения одной из первых опытных установок «Редут-1», вошедшей в строй в марте 1940 года и проработавшей всю Великую Отечественную войну Фото: GAlexandrova, ru.wikipedia.org
Всю войну шло совершенствование средств радиообнаружения и методов борьбы с ними. Продолжилось совершенствование радиолокационных систем и после войны. Менялась электронная начинка радаров, менялось управление, появились методы отсечения помех — как активных, так и пассивных.
Значительная часть воздушных боев в наше время проходит под управлением радаров. Радар видит цель за многие десятки километров, наводит ракету, помогает ускользнуть от нападения противника.
Пилоты даже не видят друг друга, боевые качества самолета во многом определяются возможностями его электронной начинки — радаров, бортового компьютера, помогающего пилоту и управлять самолетом, и уничтожать врага, и ускользать от его ударов.
Панцирь-1С. Википедия, ru.wikipedia.org
В наше время радарами вооружены даже отдельные ударные установки ПВО. Таковы, например, установки Панцирь-1С. Значение радаров в современной армии трудно переоценить. По их указаниям наводится практически все оружие, кроме стрелкового, они помогают управлять самолетами и кораблями.
В гражданской сфере радары используются и в воздухоплавании, и на земле.
Милицейские радары заставляют водителей строго соблюдать скоростные ограничения. Хотя если на трассе расположена деревня, в которой специально для пешеходов построены два надземных моста-перехода, то удержаться здесь на скорости 70+ очень трудно, ведь дорога — отличная, и машина просит увеличить скорость до разрешенного максимума. Но ожидание того, что тебя снимают скрытой камерой, сопряженной с измеряющим скорость радаром, заставляет быть дисциплинированным.
* Уже больше 25 лет на автомобили ставят адаптивный круиз-контроль (АСС), работающий от радара.
* Радары помогают при парковке и дают предупреждение при появлении помех в слепых зонах.
* Радарные датчики движения используются в системах безопасности.
* Метеорологические радары помогают делать более точные предсказания погоды.
Антенна радара дальнего действия, используется для отслеживания космических объектов и баллистических ракет Фото: ru.wikipedia.org
С момента их массового применения радары год за годом используются все в новых сферах промышленности и науки. Интересно, что нового научат делать радар в будущем?
Автор: Игорь Вадимов
Свежие комментарии