На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Иноземцев
    "...а покуситься я могу только сам, да и то, если мне обозначат не ложную инфу, а конкретно мою недоработку по какому...Чем выше ваша виб...
  • Александр Иноземцев
    "...Что же касается "покушения"- так и здесь как обычно Вы присвоили себе приоритет явно не заслуженно. Вот это Ваше ...Чем выше ваша виб...
  • Александр Иноземцев
    "...Тем более, что затронутая тема скорее выходит за пределы любой научной парадигмы и требует от стремящегося нескол...Чем выше ваша виб...

Потери уже как в Первую мировую: С чем выйдет Россия из новой войны

Фото: Komsomolskaya Pravda/GlobalLookPress

Начало XXI века изменит цивилизацию так же сильно, как сделало это начало XX века. Тогда взрыв спровоцировала мировая война. Сейчас её роль играет пандемия – столь же непонятная обычным людям, как когда-то необходимость насмерть драться на фронтах непонятно за что.

28 июля 1914 года Австро-Венгрия объявила войну Сербии и громадная страшная лавина Первой мировой войны покатилась с горы. До вступления в войну России оставалось только три дня – это произошло первого августа. Как складывались события, хорошо известно и написано во всех учебниках. Чем кончилось дело, хорошо известно тоже: война покончила с Австро-Венгерской империей, с Германской империей, с Османской империей, увы, с Российской империей. Практически все страны Восточной и Центральной Европы, которые мы знаем сегодня и существование которых кажется привычным и само собой разумеющимся, возникли как независимые государства вследствие этой войны: Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Финляндия, страны Балтии – всё это отколовшиеся провинции распавшихся империй. Югославия тоже в конце концов распалась по границам, продиктованным логикой сосуществования провинций в бывшей Австро-Венгрии: Хорватия, Словения, Босния…

Вся Передняя Азия и вся Северная Африка изменились – Египет, Сирия, Ливан, Палестина с нынешним Израилем, государства Аравии – это всё была Османская империя. Была и сплыла, и нету.

Война покончила с Австро-Венгерской империей, с Германской империей, с Османской империей, увы, с Российской империей. Фото: Global Look Press

Даже независимая Украина тоже не появилась бы без Первой мировой – "сичевые стрельцы" были придуманы в австрийском генштабе именно и только для того, чтобы создать дополнительное напряжение на русском фронте. Хорошая задумка, как оказалось, жизнеспособная, – вон до чего доигрались век спустя… Поистине нынешняя Украина – это месть России мёртвой руки погибших центральноевропейских империй.

Война была так страшна (десять миллионов погибших на фронтах солдат и офицеров, ещё как минимум столько же убитых мирных жителей, пятьдесят пять миллионов раненых), что победители-французы от ужаса разучились воевать. Двадцать два года спустя просто сдались: пусть русские воюют.

Война далась так тяжело, что проигравших попытались уничтожить материально и морально – и перестарались, создав причины и условия для скорой и еще более страшной Второй мировой войны.

Громадная страшная лавина Первой мировой войны покатилась с горы. Фото: Mary Evans Picture Library/Global Look Press

Всё это не ново, всем известно, написано в учебниках истории. Почему всё это имеет смысл помнить, знать и раздумывать об этом больше века спустя?

Ну, хотя бы потому, что события 2020 года многие неспроста сравнивают с событиями 1914-го. Удар, нанесённый мировой экономике и обществам всех развитых стран, или, как сказали бы тогда, держав, оказывается сравним с ударом, потрясшим мир 28 июля и в последующие дни.

Пандемия (или, точнее, то, что называется этим словом за неимением лучшего) похожа на мировую войну двумя вещами. Во-первых, тем, что люди погибают. Во-вторых, тем, что проверяется на прочность система, которую государство и общество готовило именно и только на этот случай. В 1914-1915-м довольно быстро выяснилось, что война совсем не та, к которой готовились. Не та организация войск и тыловых служб. Не хватает вооружения, придуманные в мирное время нормы совершенно недостаточны. Не той тактике обучены младшие командиры. Не то понимание стратегии у старших. От всего этого очень быстро теряется вера общества в своё государство – и если война длится слишком долго, люди своё государство начинают разрушать. Революции грозят неготовым к войне. Революции страшнее внешнего врага.

Потери США от эпидемии 2020 года уже превысили потери в Первой мировой войне – тогда американцы, призвав в армию 4 миллиона человек, потеряли убитыми и умершими от ран 117 тысяч. Сейчас за океаном уже 150 тысяч смертельных случаев, и счёт пока не закрыт. К тому же эти 150 тысяч погибли быстрее – американцы тогда воевали целый год. И они погибали эти пять месяцев на своей земле, причём опасность грозила и грозит не вооружённым солдатам, а мирным нездоровым немолодым людям. 150 тысяч человек – такая убыль для трехсотмиллионной страны могла бы быть, простите мне мой цинизм, почти незаметна. Но эти потери несёт страна, которая была абсолютно уверена в своей силе и неуязвимости. В том, что у неё что угодно – лучшее на свете. И уж врачи с больницами точно. Контраст между тем, что янки сами о себе думали, и тем, что с ними произошло, поразительный – и опасный.

То, что происходит в городах США, не буквально, не в точности, но очень напоминает то, что творилось после поражения в мировой войне в Центральной Европе и в последний год войны в России. Революция и Гражданская война были следствием того, что общество разочаровалось и надорвалось. Вместо ожидаемой победы – ужасные потери и огромный тяжелый труд, к которому люди не готовы. К тому же нет никакого объяснения: за что нам такая напасть? К тому же меры, принимаемые властями, не улучшают ситуацию. Карантин. Привычный образ жизни опрокинут. Нельзя делать множество вещей, которые ещё вчера были в порядке вещей. Безработица. Внезапная атака бедности. И самое главное – неравенство перед лицом болезни.

Вот на чём споткнулась Россия в Первую мировую: кому война, а кому мать родна. Кто кровь проливает, кто богатеет на военных поставках, жиреет "земгусаром", а кто стреляет в спину своей наступающей армии, разжигая в тыловом массовом сознании сначала либеральный, а потом лево-террористический мятеж. Вот на чём споткнулась и, кажется, летит носом в бордюр неуязвимая прежде Америка: заболевают все, но лечат не всех! Не у всех страховка. Не у всех доступ к больницам с нормальным оборудованием. Не все даже попадают в статистические данные! Чёрные умирают чаще белых. Намного чаще. Бедность и безработица, оказывается, прямо связаны с правом на жизнь.

Долой такую жизнь! Даёшь равенство! Даже равенство в нищете лучше, чем столь ужасная и столь привычная несправедливость. Даже поражение своей страны в войне… В наше время – скорее в холодной войне… Даже разрушение всего привычного уклада жизни не кажется высокой ценой за восстановление справедливости и переход от отчаяния к надежде.

Первая мировая война разрушила Европу, усилила Америку и создала XX век. Пандемия разрушает Америку, ослабляет объединенную Европу (много раз писалось, что институты Евросоюза сдались почти мгновенно, предоставив отдуваться правительствам отдельных стран) и, возможно, будет способствовать усилению России как страны, которая, вопреки сомнениям, оказалась лучше готова к мобилизации, трудностям – и равенству граждан перед лицом опасности.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх