Лучший велогонщик Российской империи, пионер воздухоплавания, яхтсмен, боксер, футболист и экстремал. Сергей Уточкин был настоящим русским суперменом. С яркой, но трагической судьбой.
Он неоднократно становился чемпионом европейских соревнований и постоянно пытался расширить границы возможного. Например, бегал наперегонки с трамваем, состязался на велосипеде со скаковой лошадью и превратил знаменитую Потемкинскую лестницу в арену для своих трюков, впервые спустившись по ее ступеням на велосипеде, автомобиле и мотоцикле. Кроме того, Уточкин нырял в водолазном костюме, прыгал с парашютом, занимался восточными единоборствами и стал одним из самых известных авиаторов царской России.
Однажды в детстве Уточкин ухватился за крыло ветряной мельницы и сделал на нем пару кругов. Воздухоплавание было подлинной его страстью, и вся спортивная карьера Уточкина выглядит как подготовка к тому, чтобы подняться в небо.
Впервые Уточкин сделал это в 1907 году, взлетев на воздушном шаре над Одессой. Потом были полеты над Египтом. Но Уточкин быстро понял, что будущее за самолетами и отправился в Париж, бывший мировым центром зарождающейся авиации. Там он начал с азов: работал на фабрике, где собирались авиационные моторы «Гном», и наблюдал за полетами французских авиаторов. Из Парижа Уточкин вернулся с моторами и чертежами, намереваясь построить собственный самолет. Однако ему не хватило денег. В воздух Уточкин поднялся благодаря одесскому банкиру Ксидиасу, купившему в Париже биплан Фарман IV. На нем в марте 1910 года Уточкин совершил свой первые полет, став вторым летчиком в истории России. Незадолго до этого первым русским авиатором стал Михаил Ефимов.
До 1912 года Уточкин совершил около 150 показательных полетов в 70 городах. Так, например, полет Уточкина в Киеве в апреле 1910 года собрал до 49 000 зрителей, а на выступление авиатора в Баку пришло около 20 000 человек. Полеты Уточкина оказали сильнейшее влияние на многих российских авиаконструкторов, в том числе и на Сергея Королева, который признавался, что именно с них началось его влечение к небу.
В 1911 году Уточкин участвовал в первом в России дальнем перелете Петербург-Москва, однако потерпел крушение.
Однако звездный статус спортсмена сопровождался не только постоянным поиском острых ощущений, но и пагубным пристрастием к наркотикам, и нервным характером. Пока Уточкин был на взлете – ему удавалось справляться. Но после перелета 1911 года удача его оставила. После аварии он стал все чаще заглушать боль наркотиками. Жена ушла к фабриканту Артуру Анатре, который был к тому же и президентом Одесского аэроклуба. Это обстоятельство фактически закрыло для Уточкина дорогу в небо.
К концу жизни многие отвернулись от спортсмена. У него развилась психическая болезнь, выражавшаяся манией преследования. После нескольких неудачных попыток лечения в Одессе, Уточкин переехал в Петербург. В столице некогда знаменитый спортсмен жил на случайные заработки, пытался лечиться, но безрезультатно. Умер Уточкин в 1915 году в клинике для душевнобольных. Но в истории он остался как один из самых ярких русских людей начала XX века.
Свежие комментарии