Писать про проблемы ушедших из России западных компаний всегда достаточно сложно. Ибо на публику они до последнего исполняют «Всё хорошо, прелестная маркиза», рыночная капитализация давно не является критерием объективности из-за обратных выкупов (компания уже давно может быть «зомби», но при этом стоимость акций продолжает расти), и только закопавшись в отчётность можно обнаружить реальную картину.
Так, например, происходит с британо-нидерландской нефтяной компанией «Шелл», громко покинувшей Россию в 2022 году. Уже семь кварталов подряд она фиксирует последовательное снижение прибыли – только в четвёртом квартале прошлого года было зафиксировано снижение на 30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего.
При этом компания активно пытается противостоять оттоку инвесторов, выплачивая рекордные дивиденды и занимаясь обратным выкупом собственных акций. На это в прошлом квартале было потрачено около 40% всего денежного потока компании. При таких раскладах все усилия сосредоточены на том, чтобы оставаться на плаву, а на разведку, разработку и развитие средств уже не остаётся.
Можете сравнить это со стратегией того же «Газпрома», который временно прекратил выплаты дивидендов и сосредоточился на инвестициях в основной капитал и развитии новых направлений деятельности. Вот кто реально занимается повышением капитализации (в историческом смысле этого слова).
В целом же потери «Шелл» от ухода из России оцениваются в 4,2 миллиарда долларов, плюс каждый квартал ещё около 240 миллионов недополученной прибыли.
Следующий в списке автомобильный концерн «Мерседес-Бенц». Который осенью 2022 года ушёл из России, продав свой подмосковный завод ГК «Автодом». Теперь, спустя чуть более года, «Мерседес-Бенц» пытается продать всю свою немецкую сеть салонов посторонней компании.
Да, я в курсе, что уже выходили «разоблачения» с формулировками «там не всё так однозначно», но всё же продают. Это медицинский факт. И это совершенно точно означает, что дела у компании идут плохо, ибо никто не будет продавать розничную сеть (и лишаться розничных наценок), если всё замечательно. Занимаются реструктуризацией и распродают активы только когда дела приближаются к банкротству и нужно
а) резать расходы (косты)
б) срочно искать источник дополнительных денег, хотя бы ценой продажи части активов
Так что дела у любимого автомобиля Гитлера идут, мягко говоря, не очень хорошо.
Третьей в список мы включим модный брэнд женского белья «Секрет Виктории». Эта компания также громко ушла из России весной 2022 года. У неё длинная история вранья, когда американская компания пыталась изображать из себя европейскую и даже врала на своём сайте, что у них штаб-квартира в Лондоне, хотя она в Огайо. Понятно, что слоган «Бельё прямо с ранчо из-под коровы» не особо способствовал бы продажам.
Беда не приходит одна, и кроме русофобии «Виктория'с Сикрет» подхватила и woke-болезнь. И примерно в то же время, как они ушли из России, начались реформы и в другом направлении – вместо красивых и стройных моделей они начали привлекать в рекламу толстых одноногих негритянок (я не утрирую, такой ролик действительно есть на Ютубе). Естественно, резкое падение продаж, огромные убытки, сотни закрытых фирменных магазинов в Европе и США. Спустя почти два года, когда компания оказалась на грани банкротства, они попытались отказаться от «бодипозитива» и вернуться к нормальным моделям. Но не окажется ли это слишком поздно – мы скоро увидим.
Можно, конечно, было бы набрать для рейтинга множество однотипных компаний с похожими историями (благо, их предостаточно). Но я постарался максимально разнообразить примеры русофобии, сделать выборку по более широкому спектру.
Поэтому четвёртым в списке идёт не компания, ушедшая с российского рынка (хотя формально они ушли), а скорее отказавшаяся от российского сырья. Это немецкая (уже нет) химическая корпорация «BASF». Люди постарше наверняка помнят её прекрасные, без преувеличения, аудио- и видеокассеты, превосходившие по качеству подавляющее большинство конкурентов. И вот теперь эта корпорация закрыла все свои немецкие заводы и перенесла их в Китай и Юго-восточную Азию, и в Германии её больше нет.
И пятым в нашем диверсифицированном списке идут европейские банки – швейцарский «Кредит Свисс» и французский «Сосите, Женераль». У обоих после присоединения к антироссийским санкциям прошлой весной были очень серьёзные проблемы. Которые пытались погасить серией слияний, поглощений и финансовых вливаний со стороны ЕЦБ и нацбанков обеих стран.
После чего швейцарцы вроде как всё поняли и от санкций отказались. Но, после года воздержания, неделю назад снова заявили, что поддержат часть антироссийских санкций из 12-го пакета. И, что характерно, в банковском секторе практически сразу снова начало штормить (почему так будет, мы уже сто раз объясняли и предсказывали). Некоторые, видимо, просто необучаемые.
Как видим, русофобия – это не просто больно и убыточно. Но зачастую сопровождается и другими болезнями головного мозга, также приводящими к проблемам, убыткам и банкротству. Как говорил великий Эрик Берн, «Лечат любовь, катастрофы и психотерапия». А раз любить и лечиться они не хотят, то будут страдать от катастроф.
Свежие комментарии