Матчиш в исполнении Вернона и Айрин Касл. 1915 год Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под названием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.
Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обнимались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огненным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. Мода дошла и до России — Владимир Маяковский писал:
И вот
сегодня
с утра
в душу
врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь,
руки растопыря,
а везде по крышам танцевали трубы,
и каждая коленями выкидывала 44!
Предвестницы танца модерн (США)1900-е Танцуют для искусства
Танец «Серпантин», хореография Лои ФуллерИсторию современного танца принято начинать с американского танца модерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным видом искусства, а танец — это не только шоу.
Самая известная из них, Айседора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его импульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фуллер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хореографии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сценографии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где систематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее учениц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а некоторые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан,
чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуальности и связях с немецкими шпионами.
Главные представители:Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.
Ключевые постановки:Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.
Можно ли увидеть сейчас:Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, которые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутентичную хореографию Дункан. Творчество других предвестниц осталось в истории — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хореографов и сегодня — например, отголоски визуальных экспериментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.
Танго 1910-е Танцуют для развлечения
Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 год Фильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.
Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».
Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.
Экспрессионистский танец (Германия)1910-е Танцуют для развлечения
«Памятник мертвым» в постановке Мэри Вигман. 1929 годПараллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модерном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художниками искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством.
Композитор Эмиль Жак-Далькроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализировал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бумаге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его ученики, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.
Главные представители:Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.
Ключевые постановки:«Танец ведьмы» Мэри Вигман, «Зеленый стол» Курта Йосса.
«Танец ведьмы» Мэри Вигман,
,«Зеленый стол» Курта Йосса.
Можно ли увидеть сейчас:Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешиваются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор.
Фокстрот1920-е Танцуют для развлечения
Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годовЕсть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его придумал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согласно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Америке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танцевали под регтайм (музыку афроамериканцев из южных штатов и Среднего Запада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индюка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).
В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длинных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэтому фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step)с быстрым тустепом (two-step).
В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фокстроту в танцклассах в Берлине.
Танец модерн (США)1920-е Танцуют для искусства
«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 годОтталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танцевальный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и явлениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.
Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую великую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Денишоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успешно. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную технику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), освобождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца модерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — Дорис Хамфри — разработала основанную на принципах гравитации и естественной тяжести тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамфри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейдманом. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой компании; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей возглавить в Нью-Йорке свою школу.
Главные представители:Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.
Ключевые постановки:«Еретичка» и «Плач» Марты Грэм, «Трясуны» Дорис Хамфри, «Тренд» Хани Хольм, «Вспышки» Чарльза Вейдмана.
Можно ли увидеть сейчас:Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.
Подготовили Ирина Сироткина, Вита Хлопова
продолжение следует...
Свежие комментарии