На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 500 подписчиков

Свежие комментарии

  • Таня Соколова
    Не позорься, строча такие глупые комментарии.Медведев заявил: ...
  • Таня Соколова
    Обогащённый уран для АЭС никак не годится и не сгодится  для производства ядерного оружия.Путин добился сво...
  • Александр Бондаренко
    В в России порядок наведите А потом за Америку беритесьМедведев заявил: ...

✨Что танцевали в XX веке

Матчиш 
1900-е  Танцуют для развлечения


Матчиш в исполнении Вернона и Айрин Касл. 1915 год Это фрагмент безымянного немого фильма, в котором матчиш танцуют знаменитые американские актеры и танцовщики Вернон и Айрин Касл. Музыка, наложенная на видео, — это матчиш под на­званием «Dengoso» бразильского композитора Эрнесто Назарета, записанный в США примерно в то же время, когда снимался фильм.

Матчиш (порт. maxixe) родился в бразильской провинции в конце 1860-х годов. Партнеры двигались быстрым скользящим шагом, кружились и то и дело обни­мались — причем партнер прижимал к себе спину партнерши. Для той чинной эпохи танец, основанный на афро-латинских ритмах, казался огнен­ным, «сладострастным». На рубеже XIX–XX веков матчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме матчиша уже играли все механические пианино в американских салунах и европейских кафе. Мода дошла и до России — Владимир Маяковский писал: 

И вот
сегодня 
с утра
в душу
врезал матчиш губы.
Я ходил, подергиваясь, 
руки растопыря,
а везде по крышам танцевали трубы, 
и каждая коленями выкидывала 44!

 

Предвестницы танца модерн (США)
1900-е   Танцуют для искусства
 


Танец «Серпантин», хореография Лои Фуллер

Историю современного танца принято начинать с американского танца мо­дерн. Но ему предшествовало творчество четырех независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница (forerunner) модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьезным ви­дом искусства, а танец — это не только шоу.

Самая известная из них, Айсе­дора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответ­ствии с индивидуальностью исполнителя — достаточно слушать свое тело и его им­пульсы. Это стали называть свободным танцем. Ее старшая коллега Лои Фул­лер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хорео­графии, оказала серьезное влияние на развитие не только танца, но и сце­но­гра­фии. Рут Сен-Дени открыла в США «Денишоун» — первую школу, где си­стематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастера танца модерн — выпускники «Денишоун». Кроме того, ее уче­ниц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а неко­торые, например Луиза Брукс, стали звездами немого кино. Четвертая предвестница — Мод Аллан,

чья «Саломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про ее стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям — например, когда она подала в суд на английского политика, обвинившего ее в гомосексуально­сти и связях с немецкими шпионами.

Главные представители:

Лои Фуллер, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Мод Аллан.

Ключевые постановки:

Танец «Серпантин» Лои Фуллер, «Фимиам» Рут Сен-Дени, «Саломея» Мод Аллан.

Можно ли увидеть сейчас:

Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают ее последователи в США, кото­рые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутен­тичную хореографию Дункан. Творчество других предве­стниц осталось в исто­рии — хотя важно помнить, что весь современный танец XX века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хорео­графов и сегодня — например, отголоски визуальных экспе­риментов Лои Фуллер можно найти в работах француза Филиппа Декуфле или американца Элвина Николая.

Танго 1910-е Танцуют для развлечения 


Рудольф Валентино и Беатрис Домингес танцуют танго в фильме Рекса Ингрэма «Четыре всадника Апокалипсиса». 1921 год Фильм немой, и музыка, которая здесь звучит, — это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса; одним из его источников была хабанера, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна проявилась в «жестоком» танго, или танго апаш, где партнер-мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел ее прикончить. Перед Первой мировой войной в буржуазных салонах танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания, «пламени во льду».

Тангомания захватила Европу настолько, что папа римский издал особую буллу, запрещающую танго. Тем не менее слава танго росла — в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино.

Экспрессионистский танец (Германия)
1910-е Танцуют для развлечения


«Памятник мертвым» в постановке Мэри Вигман. 1929 год

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале XX века, называют экспрессионистским танцем (Ausdruckstanz) или немецким модер­ном. Танцовщики и хореографы наравне с другими философами и художника­ми искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие с пространством.

Композитор Эмиль Жак-Даль­кроз придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение. Рудольф Лабан анализиро­вал движение тела в пространстве и изобрел способ записывать танец на бума­ге, которым пользуются до сих пор (он так и называется — лабанотация). Его уче­ники, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

Главные представители:

Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Лабан, Мэри Вигман, Курт Йосс, Валеска Герт, Харальд Кройцберг и др.

Ключевые постановки:

«Танец ведьмы» Мэри Вигман, «Зеленый стол» Курта Йосса.

«Танец ведьмы» Мэри Вигман,



,

«Зеленый стол» Курта Йосса.


Можно ли увидеть сейчас:

Творчество практически всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследования. Например, ученик Лабана Курт Йосс — один из создателей стиля танцтеатр, в котором смешива­ются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра — ученица Йосса, великая танцовщица и хореограф Пина Бауш, чья труппа существует до сих пор.

Фокстрот
1920-е Танцуют для развлечения


Ролик о фокстроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920–30-х годов

Есть несколько версий происхождения фокстрота. По одной из них, его приду­мал постановщик водевилей Чарльз Фокс — и танец назван в его честь. Согла­сно другой версии, фокстрот (англ. fox trot — «шаг лисы») относится к группе так называемых танцев животных (animal dances), которые появились в Амери­ке еще до Первой мировой войны. Это веселые парные танцы, которые танце­ва­ли под регтайм (музыку афроамери­канцев из южных штатов и Среднего За­пада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, танцы «Шаг индю­ка», «Объятия кролика», «Медведь гризли» и проч.).

В основе фокстрота — простой шаг вперед, назад или в сторону. Два «длин­ных», или «медленных», шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэто­му фокстрот иногда считают соединением медленного уанстепа (one-step)с быстрым тустепом (two-step).

В 1920-е годы фокстрот стал популярен во всем мире, перебравшись в Европу и Россию, — например, поэт Андрей Белый в начале 1920-х учился фок­строту в танцклассах в Берлине.

Танец модерн (США)
1920-е Танцуют для искусства


«Ария на струне соль» Августа Вильгельми с хореографией Дорис Хамфри. 1934 год

Отталкиваясь от творчества предвестниц, cоздатели модерна искали танце­валь­­ный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и яв­лениях природы, но и о серьезных вопросах, которые тревожат автора и его современников, — о любви, войне, несправедливости, бессилии.

Основателями танца модерн называют четырех хореографов, так называемую ве­ли­кую четверку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Дени­шоун», но к концу 1920-х уже работали самостоятельно. И очень успеш­но. Самая известная из них — Марта Грэм. Она создала собственную тех­нику, в основе которой — смена сжатия и расслабления («сontraction — release»), осво­бождения тела танцовщика, открыла самую успешную труппу танца мо­дерн в XX веке и стала автором более сотни постановок. Вторая — До­рис Хам­фри — разработала основанную на принципах гравитации и естествен­ной тяже­сти тела технику падения и восстановления («fall — recovery»). Хамф­ри работала вместе с третьим участником «великой четверки», Чарльзом Вейд­ма­ном. Ханя Хольм — ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой ком­па­нии; в Америке она оказалась в 1931 году, когда Вигман предложила ей воз­гла­вить в Нью-Йорке свою школу.

Главные представители:

Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Ханя Хольм.

Ключевые постановки:

«Еретичка» и «Плач» Марты Грэм, «Трясуны» Дорис Хамфри, «Тренд» Хани Хольм, «Вспышки» Чарльза Вейдмана.

Можно ли увидеть сейчас:

Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в американских ассоциациях по их наследию и в Бюро танцевальной нотации. А работы Марты Грэм до сих пор можно увидеть в исполнении ее труппы — Martha Graham Dance Company, — которая базируется в Нью-Йорке и в 2016 году отпраздновала 90-летие.

Подготовили Ирина Сироткина, Вита Хлопова


продолжение следует...

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх