Одним из лучших средств борьбы с крылатыми ракетами является тактическая авиация, что нам чётко продемонстрировали многочисленные эпизоды её применения на Ближнем Востоке. Однако вопреки этому мнению недавно "американские" F-16 столкнулись с серьёзной проблемой - отражением удара малозаметных Х-101, о чём мы сегодня и поговорим.
Приветствую на канале!
На фоне успешного дебюта новейшей БРСД, который мы посвятили сразу два материала, как-то затерялась другая, не менее интересная новость - оказывается, противником впервые применялись F-16 для перехвата крылатых ракет Х-101, предположительно в западных регионах. Ну или по крайней мере таковой эпизод впервые попал на видео, где истребитель безуспешно пытается сбить КР в ближнем воздушном бою.
Осуществляется пуск ракеты "воздух-воздух", но она промахивается и улетает в "молоко". Кстати, в тот день практически все ракеты достигли своих целей, а F-16 продемонстрировал себя далеко не с лучшей стороны. Казалось бы, всё довольно просто, однако в данной новости есть множество весьма интересных выводов, которые можно сделать как по ракете, так и по истребителю с его вооружением, но обо всём по порядку.
Первое, с чего хотелось бы начать - это перехватчик, с помощью которого F-16 пытался сбить нашего гостя. Судя по всему, перед нами AIM-9 неизвестной модификации - главная РВВ ближнего боя всего западного блока. И говоря главная мы не преувеличиваем - на вооружении она аж с середины 50-х годов, прошла множество конфликтов и не одну сотню раз применялась по назначению. В СССР имелась копия под наименованием К-13, открывшая двери подобным изделиям, однако после сменилось несколько поколений РВВ ближнего боя, тогда как американцы свою AIM-9 просто модифицировали. О чём это говорит? Как минимум о том, что ракета удовлетворяла все требования военных и неоднократно доказывала свою пригодность. К слову, выпустили их под четверть миллиона - это очень большие цифры.
Характеристики хоть и не самые выдающиеся, однако знать о ней стоит одно - инфракрасная ГСН, и наводится изделие на тепло. Учитывая насколько на западе хороша оптика, сомневаться в возможностях ракеты не приходится. Выходит, у Х-101 не всё так плохо с тепловой сигнатурой, как это утверждалось ранее? Проблема здесь в том, что двигатель во время транспортировки находится внутри корпуса, но во время пуска он выдвигается и по идее должен очень сильно "светиться" на тепловизоре, так как особых средств снижения в ИК-диапазоне там не наблюдается - обычный ТРДД-50А. Выходит, не обычный, раз уж F-16 пропустил такую цель.
Можно возразить, мол пилоты не опытные, но они-то тут причём? Не вручную же управляют перехватчиком. Более того, есть ещё одна интересная вводная - параллельно F-16 работал немецкий IRIS-T - хорошо известный сухопутный ЗРК, который, вероятно, был задействован в одном контуре с американским истребителем, постоянно обмениваясь с ним информацией. Так вот, его ракеты тоже наводятся на тепло, и они точно также пропустили Х-101.
Вообще, в тот день много ракет долетело туда, куда надо, хотя за кадром парочку может быть и сбили - это вполне нормальное явление, однако процент крайне мал и говорит о том, что Х-101 вполне себе неплохо укрыта от перехватчиков с инфракрасной ГСН. А уход сразу от нескольких таких ракет смело тянет на рекорд. Невольно вспоминаются эпизоды, на которых наша армейская авиация в лице Ка-52М сбивает с обычной "Иглы" малозаметные беспилотники, но это так, для сравнения.
Говоря о скрытности ракеты нельзя не проговорить и некоторые другие её аспекты - наличие иных средств преодоления противовоздушной обороны. Ну, например, конкретно данный случай показателен в плане обнаружения ракеты радиолокационными средствами. Совершенно очевидно, что противник о пуске был осведомлён - Запад в этом плане активно помогает. Но вот где появится ракета он не знал, поэтому и были подняты в воздух F-16, преимущественно в западной части страны.
Они ждали Х-101, но с момента обнаружения КРБД и до её прилёта в указанную точку было слишком мало времени, которого попросту не хватило на перехват. Всё это благодаря именно малой ЭПР, из-за которой ракету не удалось обнаружить на большем удалении и сбить. Второй важный пункт - это работа тепловых ловушек, пусковые установки которых уже как пару лет ставят на Х-101. Работали они и в этот раз, правда эффектный "салют" остался за кадром - как раз во время пусков немецкого "Ириса", что вполне логично, так как происходит это "шоу" непосредственно перед прилётом в цель. Есть и третий пункт, последний - собственная станция РЭБ, о возможностях которой, увы, ничего неизвестно, кроме самого факта её наличия. Скорее всего, роль свою она также выполнила, внеся вклад в общий успех.
Итого у нас картина следующая - Х-101 спокойно уходит от американского истребителя далеко не самой древней модификации, причём от РВВ, доказавшей свою эффективность на протяжении десятков лет, попутно игнорируя немецкие перехватчики и успешно достигает своей цели.
А теперь вывод и он достаточно прост - технология "Стелс", как бы её не игнорировали ранее, смеясь над американскими F-117 над Югославией и прочими неудачами, за последние пару лет доказала свою необходимость. По крайней мере наша авиация применяет её крайне эффективно. Это не только Х-101, но и Су-57, его ракеты Х-69 и ряд других направлений, способных уверенно обходить любую ПВО. Да, какую-то часть сбивают, это нормальное явление и несбиваемых изделий не существует, однако факт остаётся фактом - процент очень уж сильно разнится, а технология "Стелс" должна развиваться и дальше.
Свежие комментарии