Сегодня, помимо дня Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), отмечается ещё один специализированный праздник - День атомного подводного флота России.
Утром 17 декабря 1958 года вступила в строй первая советская АПЛ К-3 ("Ленинский комсомол") проекта 627 "Кит". Событие очень знаковое для судьбы страны. "Ленинский комсомол" пополнил ряды флота всего на полтора месяца позже, чем это сделала знаменитая американская атомная субмарина "Наутилус" и прожил долгую жизнь, хотя и не без трагических инцидентов. С этого самого момента в области атомных подводных лодок началась такая же гонка вооружений, как и на других тихих фронтах "Холодной войны". Шла она с переменным успехом, особенно в области многоцелевых лодок. Но были в ней и настоящие фавориты, боевые свойства которых давали флотам противников по "Холодной войне" опережающие преимущества.
У Советского Союза, а затем и России, такой серией кораблей стала атомная подводная лодка серии 945 "Барракуда. Это была удивительная АПЛ, построенная прямо в сердце России, в отнюдь не морском Нижнем Новгороде (тогда Горьком). Но это не мешало лодке отличаться особыми мореходными качествами, повышенной скоростью и крепостью корпуса, выполненного из специального титанового сплава. Титан повышал магнитную малозаметность лодки, позволял делать её водоизмещение меньше, к чему стремились тогда многие разработчики подводного флота. По тем временам по ТТХ она опережала большинство своих одноклассников, и если бы что-то подобное было у США, там не пожалели бы вагоны денег на такую разработку. Для советского военного бюджета титановые лодки стали непозволительной роскошью. В итоге, было произведено всего две АПЛ типа 945 "Барракуда", но даже они, а точнее, лодка К-276 ("Краб"\"Кострома") оставила свой весомый след в истории подводного противостояния. Причем, произошло это уже после окончания "Холодной войны", но когда ещё были живы выработанные в её ходе инстинкты.
В феврале 1992 года в ходе патрулирования государственной границы России в водном районе острова Кильдин вблизи Североморска, наша титановая рыбка затеяла опасную игру в подводные "кошки-мышки" с американской субмариной "Батон Руж", класса "Лос-Анджелес". Это дело было достаточно привычным в эпоху двухполярного мира и по инерции продолжилось даже тогда, когда Советский Союз исчез с карты планеты. Но в этот раз капитаны командиры кораблей Игорь Локоть (Россия) и Гордон Кремер (США) решили бодаться до конца. Сам Локоть утверждает, что столкновение было чуть ли не случайным, однако, американцы эту версию яростно опровергают. Они уверены, что советская "Барракуда" специально поднырнула под них и таранила корпус "Батон Руж" своей сверхпрочной рубкой.
В итоге, американской субмарине удалось с большим трудом дойти до норвежского порта. Как утверждает известный эксперт по подводной войне H.I.Sutton, российский капитан командир хорошо знал возможности своей лодки и риск, на который он шел, был для нашей АПЛ достаточно умеренным. Американская субмарина, напротив, получила две огромные продольные трещины, небольшую пробоину и пожар в одном из отсеков, который не без труда удалось ликвидировать. В итоге, после трёх лет безнадежного стояния у стенки, "Батон Руж" был отправлен на разделку, хотя по планам мог служить ещё не менее 15 лет. "Барракуда", хоть и в запасе, но по-прежнему состоит в составе флота и ждёт своего часа на модернизацию.
Ещё раз поздравляем всех причастных к атомным подводным силам. Это нелёгкий ратный труд, благодаря которому страна, прошедшая через крушение СССР, до сих пор имеет полный международный суверенитет и достаточную политическую волю.
Свежие комментарии