Сегодня всё чаще появляются статьи, в которых со ссылкой на "специалистов" и цифровыми выкладками постулируется одна и та же идея: ядерная война – это, конечно, ужас, но совсем не ужас-ужас. Мол, даже при обмене ударами всех своих межконтинентальных баллистических ракет Россией и США никакого Конца света не наступит, "ядерной зимы" не будет, да и погибнет "всего лишь" небольшой процент человечества. В большинстве же стран мира в разных концах земли люди вообще никак не пострадают. Вывод, к которому нас мягко подводят: так стоит ли настолько уж бояться "ядерного апокалипсиса"?
В последние десятилетия существования СССР автор этих строк, как и несколько поколений советских людей, с ядерной войной жили, можно сказать, в подкорке. Плакаты в кабинете НВП (начальной военной подготовки) и на стенах различных учреждений учили правильной позе при атомном взрыве в складках местности, правильному надеванию противогаза, организованному следованию в убежища по сигналу "воздушная тревога".
И хотя постоянно об этом, кроме откровенно сумасшедших персонажей, никто не думал, соответствующие сны многим из нас снились: ярчайшая вспышка за окном, встающий ядерный гриб и мгновенное спокойное осознание, что бежать куда-то уже бесполезно. В качестве механизмов вытеснения успешно действовал чёрный юмор: "При ядерном взрыве автомат следует держать на вытянутых руках, чтобы расплавленный металл не заливал казённые сапоги". А также озорные песенки на мотив, например, мультяшного "Голубого вагона":
Может, мы обидели кого-то зря,
Недодали сотню мегатонн.
Тихо остывает чёрная земля –
Здесь стоял когда-то Вашингтон.
Поражение нашего Отечества в холодной войне на время заменило ужасы гипотетической атомной войны другими текущими ужасами за окном. Но четверть века спустя мы вновь пришли к ситуации, когда в СМИ сравнивают подлётное время ракет, размышляют о возможностях "опережающего удара" и "гарантированного уничтожения". А современные средства визуализации придают этим рассуждениям эффектную яркость.
Так, в 2019 году группа сотрудников Принстонского университета представила визуализированный пошаговый сценарий будущей ядерной войны между США и Россией. Впечатляет карта полушарий с треками баллистических ракет и яркими вспышками на земле. Согласно представленному сценарию, уже на первом этапе обмена ударами в обеих странах погибнут или будут ранены более 90 миллионов человек, а на месте Европы останутся дымящиеся руины.
Нынешний тупик в переговорах с НАТО, обретающий плоть призрак Карибского кризиса – 2 добавляет в эти апокалиптические картинки нехороший привкус реалити-шоу. Но больше всего пугает ползучая ревизия безусловного табу прошлых лет на моделирование возможности победы в ядерной схватке сверхдержав.
В частности, вальяжной критике подвергается концепция "ядерной зимы", которую в начале 1980-х выдвинули советский геофизик Георгий Голицын и американский исследователь Карл Саган. Её подтвердили академик Никита Моисеев и профессор Владимир Александров при помощи биосферной модели "Гея" в Вычислительном центре АН СССР. Суть её в том, что при суммарной мощности атомных взрывов в 10 тысяч мегатонн поднявшаяся в атмосферу сажа сократит солнечный поток к Земле в 400 раз, что приведёт к глобальной смене климата – новому ледниковому периоду, во время которого от голода и холода вымрет практически всё человечество.
Сегодня утверждается, что "ядерная зима" была придумана как "пугалка" и не имеет под собой оснований, что якобы подтвердили нефтяные пожары в Кувейте во время ирано-иракской войны. Американский физик Фред Сингер из университета Вирджинии, например, опровергает не только "ядерную зиму", но и "миф о многолетнем радиоактивном заражении территории" стран-участниц войны. Некоторые другие "эксперты" вторят: дескать, и населения-то в этих странах погибнет меньшая часть, а в других, мимо которых пролетят ракеты, люди, мол, и вовсе этой войны не заметят.
"Аналитики" (в основном заокеанские) при этом ненавязчиво подчёркивают: ядерный удар России по Америке будет значительно менее эффективным: население Штатов значительно более многочисленное и при этом, в основном, рассредоточено вне агломераций. Да и климат для выживания куда мягче. Вывод опускается, но его несложно домыслить: атомная война, конечно, страшная вещь и её не стоит допускать, но... если уж другой управы на вздорную и агрессивную Россию не найти, то...
Теневые заказчики подобных исследований и "решительного противодействия" Москве, очевидно, в "час Х" рассчитывают отсидеться в бункерах (причём не в США, которые они готовы принести в жертву), а в собственных замках на далёких островах или на трансконтинентальных лайнерах посреди океана. Чтобы потом, подсократив человечество, вернуться триумфаторами и управлять им.
По этому поводу Владимир Путин три года назад в своём 14-м послании Федеральному собранию сказал весьма важную фразу: в случае нападения на Россию она ответит не только по территориям базирования "вражеских" ракет, но и по "центрам принятия решений". А это не только Пентагон и Белый дом, но и все эти потаённые "острова" мировой закулисы.
Услышали и осознали ли этот месседж "глобальные решалы"? Ведь для США, возможно, хватит и одного удара по вулкану Йеллоустон. Думайте, господа, времени "на часах Судного дня" осталось уже совсем мало!
Свежие комментарии