Отборная бредятина, а не заголовок, горжусь собой. Но так оно и есть, с эстонским ефрейторским зазором... немецкие сетевые СМИ не самого широкого охвата вчера начали поднимать волну удивлённого возмущения. Задавая риторические вопросы инверсионному следу самолёта смешливого канцлера, взявшего курс на Атлантику, ибо на вашингтонщине герра Шольца поджидает еле мерцающий разумом американский предводитель. За «сдерживание агрессии России» потолковать, ну, не о банкротстве же автогигантов и лидеров немецкой промышленности, в самом деле...
Суть наметившегося скандала: немецкие журналисты наконец-то перевели с французского большой материал независимого (и очень годного, рекомендую) военного издания «Army Recognition» (Бельгия). Там буднично, в материале от 9-го сентября сего года, сообщено об утверждении Правительством Швеции очередного пакете военной помощи пану гетману на сумму четыреста с хвостиком миллионов евро. С гордой припиской, что студёное королевство трески и фьордов перевалило рубеж четырёх миллиардов европейских тугриков в неудержимой поддержке киевского режима.
Что там внутри «пакета» уложено – совсем неинтересно, но отдельной строкой указано: Швеция заказывает производителю запасные части для своих доморощённых истребителей JAS 39 Gripen C/D. «Army Recognition» данную тему в заголовок даже вынес, не скрывая своего изумления, но две недели никто на данный факт не обращал внимания, хотя издание всегда широко цитируют, а его экспертов любят приглашать в телевизионные эфиры по всей Европе. А вопрос простой... зачем Украине увесистый пакет авиационных запчастей (200 миллионов евро!) к шведским «Грифонам», если официальные власти в Стокгольме образцово отмораживаются от поставок самолётов.
Тем более, детали предназначены к списываемым на пенсию ранним модификациям истребителей JAS 39 Gripen С/D (одноместная и двухместная компоновка), королевские ВВС получают очень продвинутую и современную версию JAS 39 Gripen E. В 2023-м году, когда пан гетман кружил вокруг шведского премьера Кристерссона с монологом Паниковского «Дай Gripen, дай Gripen»... ему на чистейшем эльвдальском диалекте сказали: из сотни пожилых истребителей можно методом технической мародёрки собрать от силы пару дюжин, это лютая головная боль и затраты. Но... подумаем.
Придумали. Решив не разбирать устаревшие и выработавшие ресурс аппараты, а восстановить их максимальное число заказом большого числа запчастей. Тем более, с августа 2023-го украинские лётчики якобы уже приступили к обучению на данный тип самолёта. А в декабре того же года едва не состоялась передача первой партии из 18 машин Повитряным Силам, но тогда возобладала рациональность натовских стратегов, одёрнувших Стокгольм и приказав сконцентрироваться на истребителях F-16. Передавать их в первую очередь, параллельно заключая «замещающие контракты» с Пентагоном на поставку F-35. Шведы взяли под козырёк, но тему не закрыли.
«Погибель Сухого»
Так называли свою машину JAS-39E сами шведы, старательно впаривая в 2015-ом огромный по меркам маленькой страны контракт на перевооружение ВВС Финляндии. И перебив нашему «Рособоронэкспорту» не менее жирный контракт на поставки Су-35 в Бразилию. Сумрачные суоми отказались от «Грипенов», а вот южноамериканские лётчики подошли к вопросу со всей серьёзностью, скаредностью и основательностью, поскольку техническому заданию шведские самолёты соответствовали более всего: соотношение цена-качество, неприхотливость, дешевизна обслуживания, широкий спектр применения фронтового многоцелевого истребителя без излишеств. Способного взлетать с самых необорудованных и коротких полос.
Нужно отдать должное Стокгольму, замахнувшегося в 1980-х на задачу, непосильную для подавляющего числа государств. Создать лёгкий истребитель IV поколения на собственной базе, не играя с гигантами военного авиапрома в конструктор «Лего». Концерн Saab AB практически в одно лицо, с огромными трудностями, но сумел построить уникальный, легко узнаваемый по очертаниям самолёт, продемонстрировал его в 1988-ом и потом долгие десять лет дорабатывал его напильником, пустив первую серию в конце 1997-го.
Никаким соперником семейству истребителей «Сухого» данный агрегат не является, само собой, штурмовик Су-25 и бомбардировщик Су-24... да, ему не соперники, но вот выходить против даже первых серий Су-35 ни один берсеркер (даже под волшебными грибами сорта «Вальхалла») не решится. Saab JAS 39 «Gripen» изначально предназначается не для воздушных боёв с собратьями по классу, он на треть легче и берёт на борт меньше вооружения, имеет очень ограниченный радиус действия, что для истребителя жирный минус. Не столь «глазастый», в маневренности уступает везде, единственное, где равняется истребителям своего класса – скорости на форсаже.
Концерн «Saab» потратил огромные усилия на продвижение своего JAS 39 «Gripen», но не преуспел. Совершив маркетинговую ошибку и стараясь приписать своему самолёту несуществующие достоинства. Да, получился великолепный многоцелевой и лёгкий истребитель «бюджетного сегмента» для небольших региональных держав, неспособных потянуть финансово современные и сложные в обслуживании боевые аппараты поколения 4+++, именно поэтому шведы смогли выпустить и разместить заказы всего... на три сотни «Грипенов». 160 самолетов оставили себе и продолжают выпускать малыми партиями по программе перевооружения ВВС до 2026-го года, остальные продали Венгрии, Чехии, ЮАР, Таиланду и Бразилии.
Теперь о достоинствах самолётов. Поскольку шведы являются самыми скупердяями из всех ныне живущих – ТЗ на разработку «Грипенов» сформулировали парадоксальную: дайте самый совершенный самолёт в классе, но чтобы он обходился в разы дешевле при обслуживании и боевом применении. Автомат «Калашникова», только с крыльями. Не нужно, чтобы он далеко летал, метко попадал белке в глаз. Нужно, чтобы призванные по всеобщей воинской обязанности оболтусы-недоросли могли управиться на земле с его неприхотливыми потребностями. Дешево, мощно и сердито!
Аббревиатура «JAS» в названии и техническом задании сама за себя сказала: «Jakt» – истребитель, «Attack» – штурмовик, «Spaning» – разведчик. Фронтовой, поскольку в 1980-х Швеция не мыслила себя государственным наследием Карла XII и помышляла только о глухой обороне. От стран НАТО в том числе, если что. Инженеры-конструкторы не стали изобретать велосипед из компоновки машины, использовали самую эффективную на тот момент «утку», но творчески подошли к некоторым принципиальным моментам применения. Внимательно изучив провальные концепции американских и европейских производителей, застрявших на стадии прототипов долгие годы.
Тем более, над шведами довлел их мерзкий климат, в котором не выживала ни одна перелётная тварь, предлагаемая собратьями по капиталистическому концлагерю. Инженерам-разработчикам сразу поставили сугубо прикладную задачу: у Короны нет денег на чистку взлётно-посадочных полос от льда и снега по «мировым стандартам», истребитель должен взлетать с очень коротких отрезков бетонной или асфальтовой дороги. Обслуживаться за смешные деньги наземным персоналом призывного буйства гормонов и поразительной бестолковости. Но при этом нести на себе (пусть и недалеко) целый арсенал огневых средств «воздух-земля» в первую очередь.
И достойно бороться с советскими Миг-29 хотя бы. Именно данный аспект Технического задания и затормозил больше всего появление «Грипена», его сделали сверх-лёгким (11 тонн), поставив на манёвренность. Первые образцы либо исправно сваливались в штопор во время пилотирования, либо бились во время посадки, слишком мощный двигатель приходилось контролировать интуицией на «кончиках пальцев». На помощь пришли янки со своими технологиями автоматизированного контроля авионики F-15/16, но проблемы пилотирования и авиакатастрофы продолжились, несмотря на громадный заказ ВВС Швеции на шесть авиакрыльев общим числом самолётов в 204 шт.
А поскольку модернизации шли непрерывным потом и «детские болезни» доморощённого истребителя устранялись почти каждый квартал – первые выпущенные серии больше простаивали в ангарах, к ним даже опытные пилоты без молитвы не подходили, предпочитая на учениях выполнять простые эволюции: взлёт – перелёт по прямой до «аэродрома рассредоточения» – посадка – рулёжка в бетонный капонир. Либо до бесконечности репетировать обожаемые военными всего мира приземления на ровные шведские шоссе, образцово-показательно очищаемые полицией за несколько минут.
А когда туда с мигалками прикатывали всего три-четыре машины обеспечения/перевооружения... сердца милитаристов сочились завистью, все терзали свои хронометры и буквально плакали. Когда «Грипен» в конфигурации «истребитель-перехватчик» (по вооружению) взмывал в небо после 10 минут неспешной работы наземного персонала, а нагруженный бомбами и ракетами в модели «штурмовик»... через неполные восемнадцать.
Заправленный, помытый и даже накоротке прошедший тестирование систем. Это был фурор, а вторая часть «шведского шоу» для зевак в погонах наступала в воздухе, когда классические «четвёрки» JAS 39 «Gripen» собирались (секунда в секунду!) над заданной точкой, хотя взлетали с разных участков неприспособленных для боевой авиации полос. При этом «фоня» всего одной бортовой РЛС, словно в воздухе находится один боевой самолёт, а не две пары. Это тоже было ноу-хау шведов, когда по информации одного истребителя действовать может звено или даже эскадрилья из дюжины машин, идущих особым построением ниже кромки радаров противника.
Знаменитая натовская «сетецентричность» в бою, когда полный обмен информацией (даже радиолокационной и графической для дисплеев) между бортами ведётся накоротке в радиусе пятисот километров, позволяя наводить на сложные узлы обороны ПВО или наземных группировок целую стаю стервятников, хотя противник видит на радарах одного-двух. А нападающие (или обороняющиеся) наблюдают в кабинах полную картину района, уничтоженные и неподавленные цели, своих соседей по авиакрылу, активные системы контроля воздушного пространства и тд.
Одним словом, шведские ВВС демонстрировали своим зрителям и потенциальным заказчикам, как шесть «Грифонов» (три пары) способны закрыть огромный периметр всей Южной Швеции патрулированием без «слепых зон». А если в воздухе находится самолёт ДРЛО – и того больше.
Неизвестно, предусматривали ли инженеры «Грифон» появление в небе большого числа беспилотников, но базовое вооружение ближнего боя для истребителя они подготовили явно с прицелом на будущее. Установив одноствольную 27-мм пушку «Маузер» и подключив её к СУО, бортовой РЛС и автопилоту. Максимально разгрузив лётчика во время поражения сложных целей в плохих метеоусловиях, автоматикой авионики подруливая движение самого борта и рассчитывая траектории полёта снарядов. Как ни терзай гашетку, пушка начнёт стрелять только после совпадения трёх обязательных величин баллистики/скорости/положения и... нужно признать – метко.
На остальном вооружении JAS 39 «Gripen» останавливаться нет нужды, оно слабое для данного класса многоцелевых лёгких истребителей. Не по мощности и меткости, а именно дальности безопасного применения. Противотанковые AGM-65B «Маверик», блоки реактивных снарядов «Бофорс», кассетные противопехотные «Мьёлнир», корректируемые авиабомбы «Paveway», противокорабельные SAAB Rbsl5F и так далее. Для региональных конфликтов малых военных держав – арсенал более чем солидный, даже для воздушных боёв годный, но... против систем ПВО лидеров мирового ВПК (наземных и воздушных) даже из 1990-х годов... шведу лучше не выходить.
Выводы
За одни исключением, а если быть точным – за двумя. Единственный аргумент, которым обладают JAS 39 «Gripen» С/D/Е – это TAURUS KEPD 350/150, германо-шведские авиационные крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» большой дальности, предназначенные для высокоточных ударов и поражения высокозащищённых и заглублённых целей, без захода самолёта-носителя в зону ПВО противника. За которые одного несчастного канцлера многократно (дипломатически) изнасиловали его украинские и натовские «партнёры», требуя передать данное изделие для «сокрушения России».
Дело в том, что к самолётам Повитряных Сил бывшего советского производства или американским F-16 данный боеприпас не приспособлен от слова «вообще», ракеты разрабатывали специально под «Грипен», а только потом кое-как приладили к «Panavia Tornado», «McDonnell Douglas F/A-18» в рамках стандартизации НАТО. Мучаются с «Eurofighter Typhoon», да всё никак. Вот для чего нужны пану гетману JAS 39 «Gripen» С/D, несмотря на панические атаки обладателя ракетного вооружения данных бортов.
Герру Шольцу глубоко плевать, сколько шведских самолётов будет истреблено, даже близко не войдя в соприкосновение с ВКС России, поскольку истребители викингов-берсеркеров способны работать только тактической авиацией по своему предназначению. А вот когда они станут платформой для запусков крылатых ракет с дальностью 500+ километров, тут может наступить полный «ахтунг» и припожаловать в гости полярный пушистый лис. Поскольку TAURUS KEPD 350/150 изготавливаются и «прошиваются» в Баварии, на заводе «Taurus Systems GmbH» с малой толикой скандинавского капитала.
Он обязательно станет объектом «акта возмездия», если шведско-тевтонские поделия смогут натворить дел в России, тем более смешливый канцлер уже на весь мир заявил: без прямого участия кадровых военнослужащих люфтваффе «Таурусы» не умеют летать и попадать в цель. Сеанс саморазоблачения зафиксирован неоднократно, а вот теперь... шведы настойчиво восстанавливают свои «Грипены» для передачи пану гетману.
Для каких целей, ведь данный тип истребителя неспособен и близко подобраться к линии фронта при господстве там наших систем ПВО и тем более – русской авиации. JAS.39 «Грифон» собираются сделать охотником за БпЛА и крылатыми ракетами в глубине территорий Украины? Тоже сомнительно, для этого нужны не просто азы пилотирования (крайне сложного у шведа), а серьёзные навыки воздушного бойца-перехватчика. Да, у подобных дежурных эскадрилий ПВО должен быть огромный ресурс двигателей и прочих агрегатов, дабы вести патрулирование во время долгих налётов.
Остаётся один способ применения – именно как воздушная платформа для крылатых ракет TAURUS KEPD 350/150. Шведы очень надеются, а точнее – стопроцентно верят, что немцев дожмут американские хозяева, именно поэтому и суетятся, дабы как можно больше старых «Грипенов» поставить на крыло. Тем более, противостояние авиационных концернов никто не отменял, а JAS 39 С/D «Gripen» (при прочих равных) – куда более приспособлен для нынешней конфигурации конфликта, нежели жутко дорогие в предполётных регламентах, требовательные к взлётным полосам и техническому обслуживанию американские F-16. Одна беда... JAS 39 «Gripen» крайне сложен в пилотировании, но если использовать его на безопасных дистанциях вне зоны покрытия нашей ПВО как платформу для пуска ракет...
Сойдёт, одним словом. И как перехватчик тоже, именно для таких боевых задач «Грипен» и создавался: мгновенный взлёт с любой мало-мальской приспособленной автодороги, выполнение боевой задачи, уход неизвестно куда на перезарядку и дозаправку, аэродромы шведу не нужны. На том расходимся, доклад окончен, дело раскрыто, а упрямой решимостью наших заклятых партнёров можно только сдержано восхититься, Владимира Владимировича они не услышали. Идут к успешному успеху. Аминь.
Свежие комментарии