На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 229 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Отвечу просто этим хохлам ищенко и цареву для нас хороший хохол это дохлый хохол. А царев мразь еще та знаю лично из ...Уже просто бесит - 2
  • Нина СаковичКостенко
    О поднятии экономики, для того говорят, чтоб люди не так сильно возмущались их возвращением ! Один Рева ,  сколько по...Запад почти отобр...
  • ВераВерная
    Ну надо же, как фантазия у некоторых писак работает)))Уже просто бесит - 2

Как придумывали и как запрещали рождественскую елку?

Ель — неотъемлемый атрибут новогодних праздников: вначале Рождества, затем и Нового года. Или наоборот?

Как придумывали и как запрещали рождественскую елку?

Вроде бы в России обычай украшать елку ввел Петр I. Конечно — если что «по-западному», так это от Петра. Вот только елку Петр наряжать не приказывал. Послушаем его самого:

«перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых… кому как удобнее и пристойнее…; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить».

Нет, ветви и ель — не одно и то же. Да и еловые ветви никак не приживались в качестве обычая: на Руси ими устилали дорогу, по которой везли покойника. Неудивительно, что новая традиция «пробивалась» больше столетия!

Между тем и зеленые ветви в Новый год ставили, и вечнозеленое дерево наряжали и в дохристианской Европе. Это не что иное, как часть обряда плодородия — зеленые побеги символизируют будущий обильный урожай. Они же — символ возрождения, пробуждения (в данном случае природы) к новой жизни, ведь традиционный Новый год начинался в зимнее солнцестояние (когда день начинает увеличиваться) или весеннее равноденствие (день становится длиннее ночи). Самое время просыпаться!

А с принятием христианства древний обычай сохранился, наполнившись новым смыслом.

Всем нам знаком и христианский ритуал с ветвями — в Вербное Воскресенье, когда верба заменяет/символизирует пальмовые ветви. Так что нет ничего необычного в том, что произошло христианское переосмысление новогоднего языческого ритуала. Ведь есть и другая христианская традиция — «закрывать» языческие праздники своими. Здесь же произошло не только наложение Рождества на древний праздник солнцестояния, но и замена языческого значения главного атрибута — зеленых ветвей.

Антонис ван Дейк, «Вход Господень в Иерусалим», 1617 г.

Антонис ван Дейк, «Вход Господень в Иерусалим», 1617 г.

Первоначально елочные украшения были двух видов: яблоки (напоминание о первородном грехе) и облатки, тонкие листки из пресного теста (символ искупления через жертву Иисуса). Символично!

Века с XVI-го на елях появляются позолоченные пластины и канитель, прототип современного «дождика».

Вроде бы вначале ель, как и ветви, подвешивали к потолку, позже стали устанавливать в кадку.

Вечнозеленые ель или сосна — очень подходящий символ и для языческого, и для христианского праздников. Тем не менее общеевропейской эта рождественская традиция стала лишь в XIX веке. Возникла же она в Германии, предположительно, в Высоком средневековье. Хотя бытует популярная версия, что обычай украшать на Рождество ель «изобрел» Мартин Лютер. Возможно, и так, хотя документальных подтверждений вроде бы нет.

Вигго Юхансен, «Светлое Рождество », 1891 г.

Вигго Юхансен, «Светлое Рождество «, 1891 г.

А вот одни из достоверных первых письменных упоминаний о рождественской ели действительно относятся ко временам Лютера, к первой трети XVI века. Хотя в это время обычай уже весьма распространен в Германии: кое-где елки в конце декабря приходится даже охранять. Есть и информация, что украшенные яблоками, грушами, облатками и мишурой елки на городских площадях ставились еще в XV веке — во Фрайбурге, Таллине или Риге.

Традиции встречи Рождества быстро развиваются.

К концу XVI столетия к елочным украшениям добавляются бумажные розы — символ рождения Христа, отсылка к пророчеству Исайи «и ветвь произрастет от корня его». Переходит на Рождество традиция дарить подарки, первоначально относившаяся к дню Святого Николая (6/19 декабря). Теперь понятно, почему рождественские подарки дарит именно Санта-Клаус!

С XVIII века происходит постепенный отход от чисто религиозной символики. Яблоки сменяются шарообразной формы лакомствами — например, «вкусняшками», обернутыми золотистой фольгой. Облатки уступают место выпечке — печенью, вафлям, пряникам. Позже религиозная символика возвращается: сладости украшаются изображениями рождественских сюжетов, печенье и пряники выпекаются в форме фигурок ангелов и звездочек. В XIX веке ель окружают небольшой оградой — как символ потерянного рая.

В 1858 году в Лотарингии «изобрели» стеклянный шар: год выдался неурожайным, зато «в наличии» были стеклодувы, заменившие яблоки шарами. Пришло время искусственных елочных украшений… Тогда же широко распространяется и обычай украшать елку огнями.

В XIX веке рождественская ель появилась и в России, так что здесь мы не отставали от Европы. И даже на 20 с лишним лет опережали Англию и Францию. Как иногда пишут, ни Пушкин, ни Лермонтов никогда не видели рождественской ели, поскольку этот обычай распространился лишь в 1850-х. Лермонтов — возможно, а вот Пушкин…

Первые рождественские ели устанавливали в царских покоях в 1817−18 годах по просьбе Фредерики Шарлотты Вильгельмины… то есть Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I.

В 1828 году императрица Александра Федоровна организует во дворце первую детскую елку — для своих детей и племянников. Пушкин же был вхож ко двору и, в принципе, рождественскую елку мог и видеть…

Раньше всего, в 1820-х, елку стали ставить российские немцы, сохранившие связь с родной культурой.

О. А. Романова, «Рождество Христово у Великой Княгини», 1950 г.

О. А. Романова, «Рождество Христово у Великой Княгини», 1950 г.

В 1840-х «елочная» традиция проникает «в народ». Поначалу — в столицах, в качестве новомодного «немецкого» обычая. К 1850-м елки входят в моду, со временем несколько модифицируясь. В отличие от небольших и скромных «немецких» елочек, русская елка — большая и богато украшенная. Этой — уже русской — новогодней традиции, следуют до… нет, не 1917 года. А до 1914-го, когда в разгар Первой мировой войны российские немцы продолжали следовать традициям своей малой родины. Обострившаяся с началом войны нелюбовь к немцам перекинулась на… «немецкие» елки.

Уже в 1914-м Петроградский училищный совет запрещает проведение елок в церковных училищах. В 1915-м празднование елки с немецкими военнопленными вызывает возмущение в прессе. А в следующем году Синод официально запрещает елки под предлогом борьбы с германским влиянием. Конечно, должным образом запрет не сработал — елки ставили даже русские солдаты на фронте.

Тем не менее большевики, придя к власти, елку не запрещали, поскольку запретили ее еще в царское время. Вопреки мифам, не запрещали и праздновать Рождество. Как можно, если это любимый праздник Ленина, лично участвовавшего в детских рождественских елках?

Да и после смерти вождя отменять Рождество не торопились. Руки дошли лишь в 1927 году, когда началась антирождественская (и анти-елочная) кампания как часть кампании антирелигиозной.

Впрочем, ненадолго. В 1935 году один из руководителей Украины, выступил со статьей «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»

М. П. Бобышев, «Новогодняя елка на Манежной площади», 1947 г.

М. П. Бобышев, «Новогодняя елка на Манежной площади», 1947 г.

Причем призыв организовать праздник звучал почти как приказ:

«…везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек».

28 декабря, за два дня до Нового года!

На следующий день из центра ушли распоряжения о заготовке елок и проведении 1 января детских праздников. Впрочем, большевики умели не только приказывать…

Уже 30-го огромная елка была установлена в «Детском мире». А 31 декабря в магазинах появились елочные украшения. Для возврата прежней традиции понадобилось четыре дня. Правда, елка теперь называлась не рождественской, а «новогодней» и «советской». Даже звезда вернулась на елку — правда, уже как советский символ.

Елка-куб на площади Брюсселя

Елка-куб на площади Брюсселя

Кто мог подумать, что рождественская ель снова окажется под запретом? На этот раз не в России, а в толерантной современной Европе. С 2006 года в Австрии запрещают… Санта-Клауса. Нет, праздновать Рождество пока можно, а вот изображения Санты на традиционных рождественских ярмарках под запретом. И этот запрет на рождественскую атрибутику становится не исключением, а почти правилом.

Что говорить, если в столице Евросоюза традиционную ель на главной площади в 2012 году заменили «елкообразным» арт-объектом? Ну, а называется Рождество «зимними праздниками»…

Автор: Александр Смирнов
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/92570/
© Shkolazhizni.ru

Картина дня

наверх