Полезные бактерии кишечника. Почему им необходима наша помощь?

И. И. Мечников, изучая проблемы иммунитета, выдвинул гипотезу о решающем влиянии на продолжительность и качество жизни человека полезных бактерий, находящихся в кишечнике. Эти бактерии являются нашими помощниками и называются пробиотиками.

Полезные бактерии кишечника. Почему им необходима наша помощь?
В настоящее время известно, что в человеческом организме проживает до 1000 различных видов бактерий общей численностью около 100 миллиардов. Причём у каждого человека коллекция этих соседей своя, особенная и по количественному, и по видовому составу. 99% бактерий обитает в пищеварительном тракте и называется кишечной микрофлорой.

Продукты, изготовленные с помощью ферментации (процесса обработки питательных веществ полезными бактериями), известны с давних времён. Это квас и квашеная капуста — в России; темпе, кимчи и мисо — в странах Азии; салями, вяленые оливки и дырчатые сыры — в европейских странах.

Но самыми известными и используемыми повсеместно являются кисломолочные продукты. Они готовятся сквашиванием молока и делятся на две группы:

* молочнокислым брожением получают сметану, простоквашу, ацидофилин, йогурт и ряженку;

* кефир и кумыс являются результатом смешанного брожения: молочнокислого и спиртового.

В первом случае бактерии преобразуют молочный сахар лактозу в молочную кислоту, которая вызывает коагуляцию (образование хлопьев) молочного белка, улучшая его усвоение. Во втором случае вместе с молочной кислотой образуются спирт и углекислый газ.

Фото: Depositphotos

Самые известные и изученные представители молочнокислых бактерий — это бифидобактерии, лактобациллы и лактококки. А наибольшей стойкостью при прохождении пищеварительного тракта обладает ацидофильная палочка, относящаяся также к лактобациллам. Все остальные бактерии попадают в полость кишечника в минимальном количестве.

Но там их встречает бактерия Escherichia coli М-17, которая одной из первых заселяет кишечник новорождённого человека. Она, вырабатывая специальные вещества-стимулы, создаёт комфортные условия для существования пробиотиков. Да и сами молочнокислые бактерии, как доказали учёные Калифорнийского университета, оказавшись на месте, начинают так интенсивно забирать у патогенных микроорганизмов их пищу, что на долю вредных бактерий ничего не остаётся.

Работая в команде с иммунными клетками кишечника, пробиотики передают им важную информацию о «вредных гостях». Эта информация, которую содержит даже оболочка погибшей бактерии, помогает иммунной системе пребывать в режиме «охраны и наблюдения» или начинать действовать.

Предотвращают пробиотики и возникновение или обострение аллергических заболеваний, потому что, выделяя специальные вещества — жирные кислоты, ухаживают за «ворсинками» кишечника. Это позволяет улучшить всасывание питательных веществ и утилизацию отходов.

Могут бактерии в организме синтезировать витамины группы В и витамин К, кислоты и в небольшом количестве даже антибиотики; снижать уровень тревожности и склонность к депрессии, помогая сохранять бодрость духа и хорошее настроение. Повышая усвоение холина, содержащегося в бобовых, листовой зелени и яйцах, они поддерживают здоровье сердечно-сосудистой системы, помогая избежать диабета и ожирения.

Фото: Depositphotos

Исследователи из иранского университета Кашан обнаружили, что пробиотики способны влиять на работу человеческого мозга, улучшая когнитивные функции и способность к обучению. А немецкие учёные установили, что пробиотики стимулируют появление молодых нейронов в мозге, особенно в гипокампе — одном из главных центров памяти.

Для того чтобы пробиотики охраняли наше здоровье, необходимо им помогать. И прежде всего — обеспечивать полезные бактерии веществами пребиотиками, содержащимися в овощах и фруктах, зерновых и орехах. Следует также ограничить потребление выпечки, сладких напитков и цельного молока.

В 2016 году исследователи из Бельгии пришли к выводу, что кофе и чай тоже увеличивают количество полезных бактерий. А биологи США обнаружили, что бифидо- и лактобактерии обожают какао и, выделяя из него антиоксиданты, помогают нашему организму бороться с воспалительными процессами в сердечной мышце и сосудах.

Поможет пробиотикам и ведение активного образа жизни, потому что движение, стимулируя пищеварение, предотвращает старение и гибель полезных бактерий от недостатка питательных веществ.

Для того чтобы сделать пищу доступной для усвоения, необходимо есть только при возникновении чувства голода, в спокойном состоянии и тщательно пережёвывать еду; пить достаточное количество воды в течение дня и утром перед первым приёмом пищи.

Фото: Depositphotos

В периоды повышенной опасности возникновения простудных заболеваний, т. е. зимой и в межсезонье, приём пробиотических продуктов должен быть постоянным. Во время отпуска можно определить наиболее подходящий для себя молочнокислый продукт, при покупке обращая внимание на сроки годности, так как живые бактерии сохраняются в нём не более недели. При длительном хранении они повреждаются и переходят в состояние пассивности. Используя выбранный продукт не менее двух недель подряд, надо обратить внимание на самочувствие и настроение, периодичность дефекации и отсутствие или наличие вздутий живота.

Стресс, неправильное питание или приём антибиотиков во время болезни подвергают пробиотики опасности уничтожения. Помочь восстановить их популяцию могут аптечные препараты, содержащие живые бактерии.

Но надо понимать, что не существует какого-то стандартного правильного набора полезных микроорганизмов. И хотя в 2011 году учёные из Германии пришли к выводу, что существует три основных типа бактериальных сообществ в человеческом кишечнике, которые обусловлены особенностями питания: азиатский, европейский и американский, — многие исследователи утверждают, что существуют и другие энтеротипы.

Фото: Depositphotos

Обеспечивая комфортное существование наших помощников, мы будем избегать проблем со здоровьем! Причём возможность продлить свою жизнь таким способом доступна всем. Учёные утверждают, что даже у людей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения или не получавших грудного вскармливания, во взрослом возрасте состав микрофлоры кишечника нормализуется.

Автор: Татьяна Герке

Источник ➝

Одуванчики — лекарство или деликатес?

То, что одуванчики исстари применяются для лечения, слышали все. В старину говорили, что одуванчик отведет болезни от твоего дома. А вот одуванчиковые деликатесы пробовали немногие. Итак, лечимся и лакомимся одуванчиками.

Фото: jplenio, pixabay.com

Листья этого солнечного цветка лучше, чем аптечные пищевые добавки.

Они содержат витамины С, В1, В12, Е, каротин, а также соли железа, кальция и фосфора, марганец, флавоноидные гликозиды, никотиновую кислоту и др.

Одуванчики можно использовать весной, летом и осенью.

Листья и цветы для лечения собирают весной и летом, корни — весной и осенью. Но делать это в городе нельзя, потому что полезные растения накапливают свинец из автомобильных выхлопных газов.

Переходим к одуванчиковой кулинарии. Говорят, что во Франции блюда с одуванчиком можно заказать в любом ресторане. Вы ели когда-нибудь салат из одуванчиков? Обязательно попробуйте.

Салат из одуванчика по-французски:

* Взять 300 г листьев одуванчика, 1 апельсин, 1 яблоко, 2 ст. ложки растительного масла, 1 ст. ложку кетчупа.

Листья промыть, подержать в соленой воде 30 минут, порезать. Апельсин очистить и тоже порезать. Яблоко натереть или нашинковать брусочками. Все перемешать, добавить соль или сахар по вкусу, поставить на час в холодильник. Затем заправить растительным маслом и при желании добавить кетчуп. Принимать как самостоятельное блюдо, но лучше использовать в качестве гарнира.

Фото: pixel2013, pixabay.com

Вымоченные в соленой воде листья одуванчика можно добавлять в любой летний салат. Это полезно всем, а особенно ослабленным людям — для возбуждения аппетита. Лист одуванчика поможет справиться с метеоризмом и запором, облегчит работу печени, снимет воспаление в мочеполовой системе.

Листья одуванчиков рекомендуются в качестве добавки гипертоникам и диабетикам, а также людям с ревматоидным артритом. Блюда с добавлением одуванчиков также хороши для кормящих мам, поскольку увеличивают лактацию.

Одуванчиковую зелень можно всем добавлять в супы и вторые блюда в качестве приправы.

Теперь поговорим о напитках. Из поджаренных корней одуванчика можно готовить кофейный напиток.

Фото: Depositphotos

Корень одуванчика содержит 40% инулина, около 20% растительного белка, 15% сахаров. Есть также в нем горечи, стимулирующие работу желчного пузыря, органические кислоты, витамины, железо, калий, фосфор и пр. Он тонизирует кишечник, снимает хронические запоры, убирает геморрой.

Напиток из одуванчиков улучшает обмен веществ и действует успокаивающе, поэтому его лучше пить вечером. А еще у тех, кто пьет такой кофе, улучшается состояние кожи.

Однако больным гипертонией он противопоказан, поскольку повышает давление.

Кофе из одуванчиков готовится следующим образом. Корень одуванчика тщательно промыть, очистить от кожуры, нарезать кусочками по 1 см, выложить на противень или сковороду и обжарить до коричневого цвета в духовке или на плите.

Затем размолоть в кофемолке (или измельчить в ступке), залить кипятком и варить до образования светло-коричневого оттенка.

Процедить, добавить по вкусу сахар, сливки или молоко, а при желании — корицу. Пить по стакану на прием.

Если к корням одуванчика добавить жареные желуди и корень цикория (или ячмень) в соотношении 1:2:5, то такой кофе (1 чайная ложка на стакан) будет весьма полезен людям, страдающим сахарным диабетом.

Фото: Depositphotos

И на десерт — сладкие блюда.

Чтобы сварить целебное варенье из одуванчиков, надо рано утром, до восхода солнца, пока цветки наполнены ароматным нектаром, собрать головки растения.

Варенье из одуванчиков:

* 100 г цветков одуванчика залить 900 мл воды, добавить 2−3 дольки лимона или 1 ч. л. лимонной кислоты и на слабом огне кипятить 40−50 минут. Настоять до охлаждения, процедить через дуршлаг (цветы не выбрасывать), в отвар добавить 0,5−1 кг сахара и довести до кипения. Залить сиропом проваренные цветы и кипятить еще час-полтора (до загустения).

Варенье по внешнему виду, запаху и вкусу похоже на мед. Иногда его так и называют — «одуванчиковый мед» или «мед из одуванчиков».

Ликер из одуванчиков. Плотно уложенные цветки послойно пересыпать сахаром. Когда появится сок, его надо отжать. В цветки добавить немного воды, снова отжать и слить в сок. Добавить водку до нужной крепости. Ликер готов.

Отвары из листьев одуванчика используют при малокровии, нарушении обмена веществ. Сок одуванчика можно использовать при воспалительных заболеваниях желудка со сниженной кислотностью, подагре, болях в суставах, при запорах и как желчегонное средство.

Фото: Depositphotos

Свежевыжатый сок из листьев одуванчика надо разбавить пополам водой и кипятить 2 минуты. Принимать по 1 ст. ложке 3−4 раза в день за 30 минут до еды.

В весенние дни целебные деликатесы растут вокруг нас и просятся на стол. Не пренебрегайте этими дарами природы.

От редакции. Не используйте для лечения средства народной медицины без предварительной консультации с лечащим врачом и при наличии в анамнезе каких-либо аллергических реакций!

Автор: Галина Синаревская

Потому и не кусают: 7 секретов комаров, которые они очень хотят от нас скрыть

Кого и почему комары кусают чаще всего и как выйти из "группы риска"?

Куда бы ни отправились летом: на пикник, на прогулку в лес или на шашлыки к озеру, повсюду нас сопровождают маленькие, но очень докучливые комары. И у этих вредных зудящих монстров есть свои секреты, которые они очень тщательно хранят от своих жертв. Мы раскрываем некоторые из них – чтобы вам проще было бороться с комарами!

Им нравится пиво

Побаловали себя бокалом-другим ледяного пива в жару? Ждите повышенного внимания комаров: небольшое исследование, проведенное в Японии, подтвердило, что употребление даже одной порции пива резко повышает нашу привлекательность для этих насекомых.

Впрочем, в этом есть и кое-что хорошее: в большой компании достаточно просто угостить пивом одного гостя – и наслаждаться отдыхом без комаров (мы шутим, конечно же!).

Комары без ума от обтягивающей одежды

Леггинсы – прекрасный выбор, так как полностью закрывают ноги? Как бы не так! Чем более обтягивающая одежда надета на вас, тем проще комарам ее прокусить. Отдавайте предпочтение вещам свободного кроя и лучше надевайте несколько слоев одежды: майка, рубашка, ветровка.

Комары предпочитают «дикую» природу

Если в вашем саду высажены травы и цветы (особенно лаванда, календула, мята, чеснок, базилик и розмарин), вероятность встречи с комарами в нем будет стремиться к нулю. Эти насекомые предпочитают дикие, неухоженные леса и заросшие парки, а вот «окультуренные» ландшафты их отпугивают.

Стоячая вода – лучший способ их привлечь

Озеро, пруд, болото – рядом с этими водоемами всегда много комаров. Но вот беда: для активного размножения насекомым достаточно совсем небольшого объема и детский надувной бассейн, дождевая бочка и даже обыкновенное ведро их вполне устроит. Поэтому, если вы не хотите утром обнаружить колонию комаров на своем участке, вечером тщательно опорожните все емкости с водой.

Их пугает дым

Этот секрет знают все любители походов и шашлыков: чем больше дыма, тем меньше поблизости комаров. Дело в том, что дым подавляет обоняние насекомых и они просто не чувствуют нас. Кстати, если добавить к дыму аромат лаванды, мяты или шалфея, эффект будет еще более впечатляющим.

Они предпочитают I группу крови

Да, если у вас кровь первой группы, скорее всего, комары будут кусать вас чаще: дело в том, что у людей с этой группы крови во время потения вырабатываются особенные бактерии, которые особенно привлекательны для комаров.

Им нравится наш пот

Занимаетесь спортом на свежем воздухе? Будьте готовы к вниманию комаров, которое будет усиливаться с каждой минутой тренировки: молочная кислота, которая входит в состав нашего пота – настоящий маяк для комаров, который они чуют за многие метры.

))}