Когда мы читаем, что такая-то европейская фирма уходит из России, мы представляем себе понятную простому гражданину картинку: фирма собрала манатки, села в поезд и уехала. Может даже прихватив с собой все, что она успела сюда привезти.
В действительности все несколько сложнее. Вот, например, как уходит из России компания Фольксваген. В свое время между Фольксвагеном и компанией ГАЗ было весьма тесное и выгодное сотрудничество, заключались контракты, вкладывались инвестиции. Еще в 2012 году на автозаводе ГАЗ в Нижнем Новгороде был запущен выпуск VW и Skoda полного цикла. Для этого ГАЗ построил новые цеха, создал инфраструктуру, учебный центр, обучил свыше 3 тыс. сотрудников. Компании занимались созданием совместных продуктов, компонентной базой, экспортными проектами: соответствующие соглашения были заключены в 2017 году. Все было хорошо.
А потом…. Потом VW решил уйти. Причины? На юридическом языке это называется «обстоятельства непреодолимой силы» (наводнение, землетрясение или приказ из Вашингтона). На языке российского бизнеса это называется «кинуть».
Фольксваген решил срочно продать свои активы в России, получить деньги и свалить. Но поскольку бизнес у нас цивилизованный, то группа ГАЗ обратилась в суд. В обычный российский суд. Который и вынес решение о взыскании с Фольксвагена 15,6 млрд руб. убытков. В качестве обеспечительной меры активы VW арестованы. Ненадежным партнерам объяснили, что так дела не делаются. Сначала надо компенсировать причиненные российской стороне в результате обмана убытки, а уже потом продавать активы. Если, конечно, то-то останется.
Немцы, как это принято в Европе, стали давить на жалость: мол, из за заморозки стоит Калужский завод, не платятся зарплаты и все такое… Какие заботливые. Этот завод стоит уже довольно долго и именно по их вине. Так что владельцы Калужского завода тоже, кстати, могли бы подать в суд и взыскать невыплаченные зарплаты с немцев. Зачем им деньги? Всё равно ведь всё на урк.. ..ну спустят. Так будет справедливо.
Я очень надеюсь, что наши бизнесмены тщательно подсчитают, сколько именно активов Фольксвагена осталось в России и именно на эту сумму и подадут иск. А лучше чуть больше, с запасом. Чтобы в будущем, если VW все-таки захочет вернуться, на нем уже висел долг.
Остальные европейские, американские и японские «ходоки» должны мотать на ус: сколько стоит уйти из России.
А лично мое мнение: такой же фокус следовало бы провернуть и с японскими нефтегазодобывающими компаниями, которые ни под каким видом не хотят выходить из Сахалинских проектов и даже выпросили в США разрешение остаться. Нет, пусть остаются, просто нужно сделать им такой налоговый режим, чтобы все деньги оставались здесь. Нужна нефть? Берите по себестоимости, без всяких прибылей. Или с Ираном договаривайтесь. Мы за справедливость, как недавно объяснили Путин и Си.
Свежие комментарии